Правовые принципы налогового контроля и методы повышения его эффективности
Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда РФ oт 16.07.2004 № 14-П отмечается, что, если при осуществлении налогового контроля налоговые органы руководствуются целями и мотивами противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что, в силу ряда положений Конституции РФ, является превышением налоговыми органами (их должностными лицами) своих полномочий либо использованием их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества, что совершенно несовместимо с принципами правового государства, в котором осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц
За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ст. 12 Закона РФ от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах РФ»).
Конституционный Суд РФ устанавливает, что гражданское и процессуальное законодательство не содержит каких-либо ограничений по возмещению имущественных затрат на представительство в суде интересов лица, чье право нарушено. Иное противоречило бы обязанности государства по обеспечению конституционных прав и свобод (ст. 35 и ст. 48 Конституции РФ). Таким образом, расходы налогоплательщика по восстановлению и защите нарушенного права, в том числе по оплате юридических услуг, в споре между ним и налоговым органом, необходимо рассматривать в качестве убытков, причиненных ему государственными органами. Возмещение данных расходов осуществляется в общеустановленном порядке (Определение Конституционного Суда РФ от 20.02.2002 № 22-0).
Принцип недопустимости вмешательства контролирующего органа в оперативную деятельность проверяемого. На необходимость соблюдения указанного принципа обращается внимание в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 14-П. Законодательство о налогах и сборах предоставляет довольно широкие возможности по применению принудительных мер к проверяемому лицу при осуществлении налогового контроля. Тем не менее, при осуществлении контрольных мероприятий налоговый орган должен исходить из целей и задач налогового контроля. Выполнение обозначенных целей и задач предполагает, что проверяющие не должны вмешиваться в текущую оперативную деятельность налогоплательщика, налогового агента и иного проверяемого лица. Это, на наш взгляд, предполагает необходимость определенного согласования с проверяемым, в частности, вопроса о времени посещения предприятия должностными лицами налогового органа, о предоставлении им отдельного помещения и т.д. Иными словами, налоговый контроль должен осуществляться таким образом, чтобы он не препятствовал текущей хозяйственной деятельности предприятия.
Представляется что, именно исходя из этого принципа, законодатель Федеральным актом от 27 июля 2009 года № 137 признал с 11 января 2009 года утратившими силу положения ст. 31 НК РФ в части полномочий налоговых органов по созданию так называемых налоговых постов, которые можно было условно рассматривать как перманентно действующие подразделения налогового контроля, находящиеся на территории проверяемого налогоплательщика.
Принцип недопустимости избыточного или неограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля. Данный принцип также был сформулирован Конституционным Судом РФ в Постановлении от 16.07.2004 № 14-П. Он предполагает, что все мероприятия налогового контроля должны осуществляться только в пределах установленного законом срока. Налоговый контроль всегда ограничивает права проверяемых лиц, и законодатель обязан установить определенные гарантии прав указанных лиц, в частности путем установления временных ограничений.