Правовые принципы налогового контроля и методы повышения его эффективности
Данный принцип находит отражение в следующем примере из судебной практики. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы безусловно обязаны соблюдать законодательство РФ о налогах и сборах. Следовательно, принципу законности должны соответствовать и принимаемые ими решения. Сам по себе немотивированный или незаконный отказ в возмещении НДС, вынесенный в форме решения в рамках положения п. 4 ст. 176 НК РФ, не свидетельствует о надлежащем выполнении налоговым органом установленной законом обязанности (Постановление ФАС СЗО от 13.05.2004 № А56-31979/03). Нарушение налоговым органом требований ст. 69 НК РФ при выставлении требования об уплате налога (неуказание данных о недоимке, суммы пени, сроков уплаты) является основанием для оспаривания действий налогового органа по взысканию налоговой задолженности, т.к. в силу конституционного принципа законности инспекция должна нормативно обосновать и документально подтвердить основания возникновения недоимки по налогу.
Принцип открытости (гласности) проведения налогового контроля для проверяемого лица.
Данный принцип является частным проявлением общеправового принципа гласности в деятельности налоговых органов. Российская Федерация в силу ч. I ст. 1 Конституции РФ является демократическим государством. Это означает, что деятельность государственного аппарата носит отрытый, гласный характер. Применительно к сфере налоговых правоотношений принцип гласности выражен в п. 1 ст. 5 НК РФ согласно которому, акты законодательства о налогах и сборах подлежат официальному опубликованию. Кроме того, в соответствии с подп. 4 п 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировал (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
Кроме того, Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 № САЭ-3 01/444А утвержден Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами. Указанный документ определяет порядок информирования налогоплательщиков по вопросам в сфере налогообложения, а также порядок прием, граждан в налоговых органах. Действие принципа гласности ограничивается только особым правовым статусом сведений, отнесенных законодательством к коммерческой и налоговой тайне (ст. 102 НКРФ).
Что касается непосредственно принципа открытости (информированности) налогового контроля для проверяемого лица, то он пре полагает информированность и полную осведомленность лица о проведении в отношении него тех или иных мероприятий налогового контроля и об их результатах. Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с законодательством о налогах и сборах не предусмотрено проведения каких-либо скрытых, тайных или секретных форм налогового контроля.
Данный принцип находит свое воплощение в следующих нормах законодательства о налогах и сборах:
- в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;