Правовые принципы налогового контроля и методы повышения его эффективности
Так, в соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, а камеральная проверка - свыше 3 месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ); приостановление выездной налоговой проверки может осуществляться на общий срок до 6 или в установленных случаях до 9 месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ); дополнительные мероприятия налогового контроля могут назначаться на срок не более одного месяца (п. 6 ст. 101 НК РФ) и т.д.
Срок проведения контрольных мероприятий - это необходимый элемент правопорядка в сфере налогового контроля, и его нарушение должно служить основанием для признания конкретных, что даёт довольно широкие возможности по применению принудительных мер к проверяемому лицу при осуществлении налогового контроля. Тем не менее, при осуществлении контрольных мероприятий налоговый орган должен исходить из целей и задач налогового контроля. Выполнение обозначенных целей и задач предполагает, что проверяющие не должны вмешиваться в текущую оперативную деятельность налогоплательщика, налогового агента и иного проверяемого лица. Это, на наш взгляд, предполагает необходимость определенного согласования с проверяемым, в частности, вопроса о времени посещения предприятия должностными лицами налогового органа, о предоставлении им отдельного помещения и т.д. Иными словами, налоговый контроль должен осуществляться таким образом, чтобы он не препятствовал текущей хозяйственной деятельности предприятия.
Некоторые авторы формулируют и иные принципы налогового контроля. В частности, О. А. Ногина указывает на наличие принципа планомерности осуществления налогового контроля. По мнению автора, данный принцип подразумевает, что любая контрольная деятельность, для которой характерно ее постадийное осуществление, всегда должна быть тщательно подготовлена, а конкретные действия по проведению контроля должны быть соотнесены с временными рамками их осуществления. Принцип планомерности предполагает, в частности, проведение предварительной подготовки и составление графика проведения контрольных мероприятий, установление четкого перечня подлежащих проверке объектов и определение очередности проведения проверок в отношении хозяйствующих субъектов (см. п. 3 Методических указаний по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков - организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения, утв. письмом МНС РФ от 07.05.2001 № АС-6-16/396). Благодаря соблюдению данного принципа снижаются трудовые и материальные затраты на проведение налоговых проверок и повышается их эффективность.
Однако, по нашему мнению, принцип планомерности не может рассматриваться в качестве именно правового принципа налогового контроля.
Под особенностью обычно понимают главное, основное, определяющее в содержании системы, заключенное в предмете основание всех происходящих с ним изменений при взаимодействии с другими предметами… Категория сущности служит для выделения в системе таких ее свойств и отношений, которые обуславливают другие ее свойства и отношения [8, с. 475].
Особенность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций [61, с. 61]:
во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой;
во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства.
Следует отметить, что эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающей в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование. Взаимодействие между субъектом и объектом налогового контроля носит характер прямой и обратной связи, которые можно представить следующим образом [50, с. 6]: