Правовые принципы налогового контроля и методы повышения его эффективности
Рисунок 1.1 - Связь и взаимодействие субъекта и объекта в процессе проведения налогового контроля
Прямая связь обеспечивает результативность контрольного воздействия, ее свойства активно применяются в практике налогового администрирования и обуславливают принятие соответствующих решений по поводу выявленных в действиях проверяемого субъекта нарушений законодательно установленных норм, влекущих неполное (несвоевременное) исполнение публичных обязательств.
Обратная связь сигнализирует о степени воздействия контрольных действий на проверяемый объект и служит основой для качественной характеристики налогового контроля. Реакция объекта контроля на предпринимаемые в отношении него усилия административных органов, выраженная в виде обратной связи, позволяет выработать важнейшие управленческие решения. При этом можно выделить как решения общеэкономического значения, направленные на обеспечение эффективности использования экономических ресурсов и оптимизации функционирования объекта контроля, так и решения организационной направленности в части совершенствования методов деятельности налоговых органов как субъекта контроля.
Налоговый контроль следует рассматривать как органическую составляющую государственного финансового контроля, который является существенным элементом управления государственными финансами и обязательным условием успешного функционирования финансовой системы и экономики страны в целом. Его основная цель - содействие успешной реализации финансовой политики государства в процессе формирования и использования централизованных денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. От эффективности государственного финансового контроля в значительной степени зависит экономическое и политическое благополучие государства. Одной из сфер приложения государственного финансового контроля являются налоговые отношения, наличие которых обуславливает необходимость организации и функционирования налогового контроля. Ему присущи все черты финансового контроля, но одновременно он обладает относительной самостоятельностью и определенными особенностями. Специфика налогового контроля заключается в том, что сфера его применения более узкая: если объектом государственного финансового контроля являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях материального производства и нематериальной сферы, в различных звеньях финансовой системы, то объектом налогового контроля являются налоговые отношения, их экономическая и правовая основа. Налоговые отношения возникают у государства (в лице субъектов налогового контроля) с другими участниками денежных распределительных отношений - организациями и физическими лицами, на которых лежит юридическая обязанность уплаты налогов за счет собственных средств.
Значимость налогов в процессе формирования денежных фондов государства определяет особую роль налогового контроля в системе государственного финансового контроля. Еще одним фактором, определяющим актуальность вопросов организации эффективной налоговой системы налогового контроля, является использование налогового механизма в процессе государственного регулирования экономических и социальных процессов.
По форме проведения контрольных мероприятий налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль в практике работы налоговых органов Российской федерации играет важную роль, так как его приемы задействованы на стадии планирования налоговых проверок. Это определяет его значение для качественного проведения контрольных действий. Зарубежные специалисты подчеркивают необходимость концентрации усилий налоговых контролеров именно на этапе предварительного анализа, который позволяет разделить совокупность лиц. Подлежащих проверке, на тех, которые имеют невысокую вероятность риска налоговых нарушений, и тех, которые могут иметь налоговые ошибки и нарушения высокой степени вероятности. Такое разграничение объектов контроля на «группы риска» позволяет обеспечить максимальное количество выявленных нарушений и произведенных доначислений на один час рабочего времени инспекторского состава.