Правовые принципы налогового контроля и методы повышения его эффективности
Как уже было указано выше, налоговый контроль есть особо организуемая деятельность уполномоченных органов государства - налоговых органов. При осуществлении этой деятельности должностные лица налоговых органов должны руководствоваться основными ее началами и принципами, закрепленными в законодательстве.
Говоря о принципах налогового контроля, необходимо учитывать, что некоторые авторы выделяют несколько их групп. Так, Д. Е. Нелюбин предлагает вести речь о трех группах принципов построение системы налогового контроля: принципах налогообложения (поскольку системообразующая категория налогового контроля - это налог) принципах взаимодействия элементов налоговой системы (поскольку налоговый контроль - это ее элемент) и принципах управления (т.к. налоговый контроль - это, с одной стороны, стадия и функция управления, а с другой - самостоятельный управленческий процесс) [39, с. 9].
Однако, не вдаваясь в подробное научно-теоретическое исследование категории «принципы налогового контроля», можно предположить, что, исходя из анализа действующего российского законодательства, можно назвать следующие принципы налогового контроля которые нашли не только свое общеправовое значение и нормативно закрепление, но и находят свое отражение в правоприменительной практике.
Принцип законности. Принцип законности - основной принцип деятельности органов государственной власти РФ как правового государства. Этот принцип можно назвать конституционны принципом, поскольку согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ орган государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В развитие данной конституционной нормы ст. 1 НК РФ отражено, что полномочия налоговых органов, а также формы и методы налогового контроля определяются НК РФ.
О. А. Ногина относит принцип законности к категории общеправовых. С автором нельзя не согласиться, поскольку существование данного принципа свойственно для всех сфер правового регулирования, и в первую очередь - публичных. Суть данного принципа заключается в том, что в любой области права фиксируется «необходимость строгого соблюдения требований законов и основанных на них предписаний иных правовых актов всем субъектам права» [41, с. 71].
В сфере правового регулирования налогового контроля принцип законности нашел свое закрепление в следующих нормах:
- подп. 4 п. 2 ст. 1 НК РФ, в соответствии с которым права и обязанности налогоплательщиков и иных участников налоговых правоотношений, формы и методы налогового контроля устанавливаются исключительно нормами НК РФ;
подп. 10, 11 п. 1 ст. 21 НК РФ, согласно которым законодатель предоставляет налогоплательщикам право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, а также не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
подп. 1, 2 п. 1 ст. 32 НК РФ, в соответствии с которым на налоговые органы возлагается обязанность соблюдать законодательство о налогах и сборах и осуществлять контроль за его соблюдением и за соблюдением принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Принцип законности находит свое проявление не только в отношении общих начал налогового контроля, но и в отношении правового регулирования его конкретных вопросов, например, как указывает М. А. Суворов, «именно принцип законности требует указания в акте проверки на те конкретные нормы законодательства о налогах и сборах, нарушение которых вменяется налогоплательщику» [57, с. 23].