Совершенствование законодательной базы
. Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д.
Несмотря на существование многих программ помощи малым предприятиям, содержание этих программ остается для большинства компаний неизвестным. По мнению автора, государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:
. Формирование инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства;
. Создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
. Установление упрощенного порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчётности, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.
. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для предприятий.
По результатам выявленных проблем автором были разработаны следующие предложения:
· Необходимо производить совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговым законам большей прозрачности. Налоговому законодательству необходимо придать большую четкость, не оставляющую места для неоднозначного толкования налоговых норм.
· Необходимо проводить ревизию действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предпринимательства, на предмет устранения имеющихся противоречий и приведения их в соответствие с требованиями современного состояния развития экономики.
· Необходимо четкое определение критериев отнесения к субъектам малого бизнеса и исключить дублирование в нормативно-законодательных актах.
· Остро стоит необходимость создания собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий.
· Необходимости усиления обеспечения малого предпринимательства информацией, касающейся законодательства о налогах и их применения.
Следует наладить эффективное информационное обеспечение предпринимателей, расширить инфраструктуру поддержки малого бизнеса, в том числе организовать доступность для предпринимателей обучающих семинаров, бухгалтерских, аудиторских и консалтинговых услуг и т.п. Также необходимо организовать централизованный выпуск сборников нормативно-законодательных актов для малых предприятий различных сфер деятельности.
· Необходимо производить усиление государственной поддержки индивидуальных предпринимателей;
· Необходимо производить реформирование системы кредитования индивидуальных предпринимателей.
· Необходимо пересмотреть специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса (на основе патента и упрощенной декларации) в части увеличения существующего размера объекта налогообложения (дохода за налоговый период) минимум в 2 -3 раза.
· Законодательно разрешить переход со специального налогового режима на основе упрощенной декларации на специальный налоговый режим на основе патента.
· Должны быть предприняты меры по борьбе с предоставлением незаконных льгот и с ведением не отражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности.
· Налогообложение субъектов малого бизнеса должно максимально учитывать возможность добровольного выбора того или иного режима налогообложения (в случае существования одного или более альтернативных общепринятому режимов налогообложения) или, по крайней мере, выбора ряда параметров налогообложения в рамках обязательной системы.
Реформирование законодательной базы должно касаться не только общих проблем налогообложения индивидуальных предпринимателей, но и отдельных систем и режимов налогообложения в частности, как-то:
· Отдельные виды деятельности, носящие разовый, эпизодический характер должны в обязательном порядке регистрироваться единожды только по месту регистрации налогоплательщика.
· Необходимо более дифференцированно определять базовую доходность по видам бытовых услуг, разбив их на более мелкие подгруппы, такие как ремонт и пошив одежды, ремонт обуви и т.д., а к физическому показателю следует относить не количество работников, а среднее количество осуществляемых услуг.