Основные направления повышения эффективности взаимодействия налоговых служб с налогоплательщиками
Анализ показателей за последние три года определил динамику налоговых платежей. Рассмотрев таблицу 2.9, мы можем сделать вывод, что налог на прибыль за последних три года уменьшился, несмотря на то, что прибыль продолжает расти. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. заметно уменьшается налог на прибыль. Причина - значительная переплата в бюджет авансовых платежей по данному налогу. По остальным налогам наблюдается увеличение налогового бремени.
Величина налоговой нагрузки колеблется. В 2009 г. наблюдается наименьший процент. Это можно объяснить тем, что во-первых, в этом году предприятие не платит транспортный налог, так как автомобиль был приобретен только в начале 2010 г. Во-вторых, численность сотрудников в 2009 г. не велика, поэтому отчисления в федеральный бюджет и внебюджетные фонды не значительны. Из проведенных расчетов, можно сделать вывод, что в 2010 году налоговая нагрузка возросла.
В 2010-2011 гг. налоговая нагрузка возросла. Это связано с ростом выручки и прибыли. Кроме того по итогам 2010г. была выявлена значительная переплата по налогу на прибыль. Увеличение сумм, перечисляемых в бюджетные и внебюджетные фонды связано со значительным ростом числа сотрудников . В таблице 2.1- Ресурсы предприятия ООО «Аква-Софт» показана среднегодовая численность сотрудников, которая в 2011 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась почти в 3 раза. В целом, налоговая нагрузка за рассматриваемые периоды колеблется от 6,7% до 7,9%.
Проанализировав все данные можно сделать вывод, что благодаря усилению налогового контроля на предприятии величина налоговой нагрузки незначительна. Но, несмотря на это, предприятие стремиться еще уменьшить налоговое бремя.
Налоговый контроль в рыночных условиях хозяйствования существенно видоизменился, равно как и вся налоговая система, которая должна быть адекватна современному состоянию экономики и социальной сферы России.
Основными направлениями совершенствования сложившейся к настоящему времени системы налогового контроля, по нашему мнению, являются:
стандартизация процедур налогового контроля, аналогично тому, как это принято в аудиторской деятельности,
совершенствование методологии оценки эффективности контрольной работы.
Существенно повысить качество контрольной работы в части проверок по региональным и местным налогам можно путем разработки системы заключения договоров по стимулированию взаимосвязи контрольной работы налоговых органов и налогоплательщиков. Данная система предусматривает дополнительное развитие системы проверок региональных и местных налогов. Такая система достаточно успешно функционирует в г. Москве, но до сих пор не получила широкого распространения в других субъектах Российской Федерации. Эта система может быть еще более эффективной, если дополнительные средства от контрольной работы будут идти не только на совершенствование материально-технической базы налоговых органов, но и на стимулирование работы предприятий налогоплательщиков.
Применительно к работе контрольных налоговых служб в г. Краснодаре следует активизировать следующие направления контрольной работы:
повышение качества камеральных проверок;
разработка специальной программы по организации консультационной линии, проведение семинаров и др.;