Основные направления повышения эффективности взаимодействия налоговых служб с налогоплательщиками
Проведенный анализ позволил разработать основные направления повышения эффективности налогового контроля.
Основными направлениями роста эффективности работы мы считаем: повышение качества камеральных проверок и активизация работы с налогоплательщиками.
Проведенный анализ показал, что камеральные налоговые проверки существенно уступают выездному налоговому контролю.
Порядок проведения камеральной налоговой проверки раскрывается в ст. 88 НК РФ. В результате анализа указанной статьи можно выделить некоторые особенности, характеризующие порядок проведения камеральных налоговых проверок:
камеральные проверки проводятся без какого-либо специального решения руководителя налогового органа;
камеральные проверки проводятся в срок не позднее 3-х месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога:
если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок;
при проведении проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
на суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган вправе направить требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Учитывая приведенный выше порядок проведения камеральных налоговых проверок, можно сделать вывод, что целью последних является:
а) проверка правильности исчисления соответствующих налогов;
б) проверка своевременности уплаты налогов.
Таким образом, проверка правомерности хозяйственной деятельности налогоплательщиков с точки зрения соблюдения законодательства о налогах и сборах по большому счету не является предметом камеральной проверки. Предметом камеральной проверки скорее является арифметический контроль предоставляемых налогоплательщиками данных, проводимый в процессе текущей деятельности налоговых органов по мере поступления к ним документов, связанных с исчислением и уплатой налогов (как правило, налоговых деклараций). Отметим, что прямое упоминание в ст. 88 НК РФ только камеральных налоговых проверок налогоплательщиков не лишает налоговые органы права проводить налоговые проверки налоговых агентов и плательщиков сборов, т.к. на то есть указание в ст. 87 НК РФ.
Не вызывает сомнений, что подробно урегулированная процедурная сторона привлечения к ответственности является важной гарантией соблюдения прав лиц, привлекаемых к ответственности. Кроме того, уменьшается вероятность правоприменительных ошибок, т.к. последние зачастую являются следствием пробелов и противоречий в процессуальных нормах.
Как следует из Налогового кодекса РФ, лицо (юридическое или физическое) может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения только на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки (п. 2 ст. 101 НК РФ).