Основные направления повышения эффективности взаимодействия налоговых служб с налогоплательщиками
Сравнительный и системный анализ статей Налогового кодекса, посвященных налоговому контролю, позволяет сделать, на наш взгляд, совершенно однозначный вывод: камеральная налоговая проверка не может служить основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Основной причиной для подобного утверждения является то, что по результатам камеральной проверки не составляется акт проверки и, соответственно, не возбуждается производство по делу о налоговом правонарушении.
Иное понимание данного вопроса лишает налогоплательщиков ряда процессуальных полномочий, которыми они наделяются в период производства по делу о налоговом правонарушении и связаны, в первую очередь, с правом представлять документально подкрепленные возражения по акту проверки.
В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки составляется акт выездной проверки.
Законодательно предусмотрено составление акта налоговой проверки как обязательный этап в производстве по делу о налоговом нарушении. В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений (п. 2 ст. 100 НК РФ).
Получив акт проверки, налогоплательщик имеет возможность ознакомиться с доводами, которые приводят проверяющие в обоснование обнаруженных нарушений. При несогласии с выводами проверяющих налогоплательщик может представить свои письменные возражения и объяснения, а также, в случае необходимости, соответствующие документы в подтверждение своей позиции. Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ в случае представления налогоплательщиком возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации - налогоплательщика либо его представителя, при этом о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Данный порядок повышает защищенность налогоплательщиков, поскольку:
а) налогоплательщик имеет возможность, предоставив подробное обоснование по тем или иным вопросам, доказать правомерность своих действий и тем самым повлиять на конечный результат налоговой проверки;
б) право на предоставление налогоплательщиками своих возражений уменьшает вероятность прямого злоупотребления полномочиями со стороны налоговых органов, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к налоговой ответственности должны быть отражены доводы налогоплательщика, приводимые им в свою защиту, и результат проверки этих доводов.
В случае выявления нарушений по результатам камеральной налоговой проверки должен составляться соответствующий акт. Если сумма недоплаченных налогов невелика, доначисления следует оформлять в порядке проведения камеральной проверки. Если выявляются боле значительные нарушения, следует готовить материалы для проведения выездной проверки. Такая практика позволит повысить результативность и камеральных и выездных проверок.