Понятие и содержание налогового контроля
В Постановлении от 16.07.2004 № 14-П Конституционный Суд РФ изложил основной подход к регулированию налогового контроля. Так, суд указал, что «законодательное регулирование налогового контроля и деятельность уполномоченных органов по налоговому контролю осуществляются в соответствии с конституционными принципами организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе связанности государственных органов законом и недопустимости вмешательства контролирующего органа в оперативную деятельность проверяемого.
Наделяя налоговые органы полномочием действовать властно-обязывающим образом, федеральный законодатель должен соблюдать вытекающие из Конституции РФ требования, в силу которых ограничение федеральным законом права владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности возможно, только если оно отвечает требованиям справедливости, адекватно, пропорционально, соразмерно и необходимо для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и законных интересов других лиц, и не затрагивает само существо конституционных прав, т.е. не ограничивает пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм».
Если говорить о месте института налогового контроля в системе налогового права, то его необходимо отнести к институтам общей части налогового права. Понятие налогового контроля следует отличать от понятия контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, которое употребляется в Законе РФ от 21 марта № 943-1 «О налоговых органах РФ». Так, согласно ст. 6 указанного Закона одной из главных задач налоговых органов является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В отличие от налогового контроля, контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах осуществляется не только в порядке, установленном НК РФ, и не только налоговыми органами. Осуществлением контроля за соблюдением законодательства занимаются также правоохранительные и иные юрисдикционные органы, которые вправе привлекать нарушителей к уголовной и административной ответственности. Иными словами, налоговый контроль является одним из направлений контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Однако некоторые авторы считают данные понятия тождественными, полагая, что законодатель лишь по небрежности при разработке НК РФ не привел терминологию в соответствие Законом «О налоговых органах РФ» [29, с. 347].