Понятие и содержание налогового контроля
Однако в определении налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ) законодатель по каким-то причинам в качестве субъекта осуществления налогового контроля назвал не налоговые органы, а использовал более широкую формулировку, указав на некие «уполномоченные органы». Между тем такая формулировка в меньшей степени согласуется с иными положениями НК РФ. Выше отмечалось, что специализированную систему органов налогового контроля составляют именно налоговые органы, и во всех положениях НК РФ, касающихся налогового контроля, говорится именно о налоговых, а не о каких-то «уполномоченных органах».
Таким образом, представляется, что более обоснованным было бы в самом определении указать на то, что налоговый контроль осуществляется именно налоговыми органами. Хотя, возможно, законодатель здесь работал, что называется, «на перспективу», допуская возможность наделения в последующем полномочиями по осуществлению налогового контроля и иных государственных органов.
По этому поводу представляет интерес пример из судебной практики Верховного Суда РФ. Прокурор оспорил постановление правительства субъекта РФ в части возложения обязанности на органы внутренних дел региона проверять наличие квитанций об уплате транспортного налога. По мнению прокурора, оспариваемое положение противоречит федеральному законодательству об основах безопасности дорожного движения, противоречит действующему налоговому законодательству, т.к. использует понятия законодательства о налогах и сборах, а также затрагивает права участников налоговых правоотношений, определяя их полномочия и обязанности.
Как указал Верховный Суд РФ, органы государственной власти субъекта РФ не наделены полномочиями по установлению порядка проведения обязательного государственного технического осмотра, уплата транспортного налога не связана с процедурой прохождения технического осмотра и производится исключительно на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом налогоплательщику. Кроме того, правом на осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов наделены налоговые органы, а не органы внутренних дел (ст. ст. 30, 31, 32, гл. 14 НК РФ).
3) Налоговый контроль представляет собой контроль за деятельностью налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, а также иных субъектов, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности в сфере налоговых отношений.
П. 1 ст. 82 НК РФ ориентирует на то, что налоговый контроль осуществляется только за деятельностью налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов. Однако в действительности круг подконтрольных субъектов, деятельность которых проверяется в рамках налогового контроля, шире.
Контрольная деятельность налоговых органов в сфере налогообложения касается не только налогоплательщиков, обязанных точно и своевременно исполнять налоговые обязательства, но и всех других лиц, участвующих в сложных и многообразных операциях по организации и осуществлению налогообложения (налоговых агентов, банков, приемщиков налоговых платежей и т.д.), а также собственных органов (прежде всего налоговых).
Не следует забывать и том, что НК РФ в целях налогового контроля предусматривает определенные обязанности и в отношении органов юстиции, адвокатских палат, органов опеки и попечительства, нотариусов и т.д. налоговый контроль финансовый налогоплательщик
В связи с этим было бы ошибочным сводить налоговый контроль только к контролю за полной и своевременной уплатой налогов. В своем широком значении налоговый контроль - это контроль за исполнением налогового законодательства [62, с. 484].