Понятие и содержание налогового контроля
4) Налоговый контроль осуществляется в порядке, установленном законом. Как указывается в Определении Конституционного Суда РФ от 12.07.2009 № 267-О, в силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов механизм налогообложения должен обеспечивать надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения.
При этом следует исходить из того, что налогоплательщик и иные обязанные субъекты налоговых правоотношений, обладая имуществом, объективно стремятся защитить его от налоговых изъятий, что непосредственно затрагивает имущественный интерес другой стороны налоговых правоотношений - государства. Таким образом, налоговый контроль как особый организационно-правовой механизм управления в сфере взимания налоговых платежей «обеспечивает определенный баланс публичного и частного интереса, учитывая конституционные ограничения на вмешательство в экономическую деятельность субъекта налоговых правоотношений в сфере рыночной экономики». Такой баланс должен быть зафиксирован в законодательном порядке, главным образом, в НК РФ.
В то же время вряд ли было бы правильным утверждать, что деятельность по осуществлению налогового контроля регулируется только нормами НК РФ. В регулировании такой деятельности важную роль играют также подзаконные нормативные правовые акты, в том числе Правительства РФ, Минфина РФ. Так, например, в соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 к функциям Минфина РФ отнесены разработка и утверждение форм налоговых деклараций, расчетов по налогам, методических рекомендаций и других нормативных правовых актов по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Основным требованием к таким нормативным актам является то, чтобы они не изменяли и не дополняли законодательство о налогах и сборах (ст. 4 НК РФ).
С учетом сказанного представляется возможным заключить, что деятельность по осуществлению налогового контроля регулируется НК РФ и иными принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
) Налоговый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства о налогах и сборах. Контроль в сфере налогообложения не является самоцелью - он должен вести к достижению тех задач, которые отвечают интересам государства и общества. Основная цель осуществления налогового контроля заключается в обеспечении соблюдения тех требований, которые установлены законодательством о налогах и сборах. Для осуществления этой обшей цели налоговые органы наделены соответствующими властно-принудительными полномочиями.
С учетом вышеизложенного можно определить налоговый контроль в качестве особого вида государственного контроля (надзора) в сфере налогообложения, который реализуется в регулируемой законодательством деятельности компетентных государственных органов (налоговых органов), направленной на обеспечение правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налоговых платежей в бюджетную систему, а также на обеспечение выполнения иных обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах.
Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по осуществлению налогового контроля, образуют особый институт налогового права - правовые основы налогового контроля, причем данные нормы не ограничены только главой 14 НК РФ, поскольку встречаются и в других главах НК РФ. Особенностью института налогового контроля является то, что его нормы объединены не только особым предметом правового регулирования, но и специфическими принципами, в большей части основанными на положениях Конституции РФ.