Понятие и содержание налогового контроля
А.А. Джагарян выделяет две разновидности государственного контроля: внутрисистемный и внешневластный. Если в первом случае объект контроля и контролирующий субъект находятся в рамках системы государственной власти (т.е. контроль государственных органов за деятельностью государственных органов), то внешневластный контроль означает контроль государственных органов за поведением тех, кто выведен за рамки государственного аппарата, а именно за поведением граждан и их объединений [25, с. 21].
Однако налоговый контроль в рамках приведенной классификации не может быть отнесен к какой-то одной из предлагаемых А.А. Джагарян разновидностей государственного контроля (к внутрисистемному или внешневластному). Налоговый контроль осуществляется не только в отношении граждан и их объединений, но и в отношении государственных органов, а также органов местного самоуправления, которые также являются подконтрольными субъектами, выступая в отношениях по налоговому контролю в качестве юридических лиц. В этом смысле налоговый контроль может рассматриваться как своеобразный универсальный государственный контроль, который совмещает в себе черты внутрисистемного контроля и внешневластного.
Также необходимо отметить, что налоговый контроль также является составной частью финансового контроля и представляет собой разновидность финансовой деятельности государства. Помимо налогового контроля, можно назвать такие виды финансового контроля, как бюджетный, банковский, валютный, таможенный и др.
Финансовый контроль в теории финансов определяется как совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации [52, с. 16].
В процессе осуществления налогового контроля проверке подвергается реализация такого направления финансовой деятельности государства, как сбор доходов, идущих на формирование денежных фондов, входящих в состав финансовой системы государства [62, с. 486].
В связи с этим Э.Д. Соколова считает, что «налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю» [23, с. 141].
Основным законодательным актом, регулирующим контроль и надзор в сфере предпринимательской деятельности, является ФЗ от 08 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», согласно ст. 2 которого государственный контроль (надзор) - это проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Однозначно определен в Законе предмет контроля - выполнение обязательных требований к товарам (работам, услугам). Имеются в виду прежде всего потребительские требования, устанавливаемые изготовителями (исполнителями) в их технической документации или сторонами договоров на продажу товаров (работ, услуг).
Как видно из содержания норм вышеуказанного акта, законодатель обязывает органы государственной власти вмешиваться в самостоятельную хозяйственную деятельность участников хозяйственного оборота путем осуществления надзора за соблюдением установленных стандартов. Целью установления этих стандартов является обеспечение безопасности государства, здоровья и жизни населения. Следовательно, степень вмешательства власти в хозяйственную Деятельность соответствующих субъектов непосредственно ограничена указанной целью.