Понятие и содержание налогового контроля
Понятие «налоговый контроль» является одной из важнейших категорий налогового права, определяющей основу государственного управления в сфере налогов и налогообложения. Именно в рамках налогового контроля непосредственно реализуются государственные интересы в области государственных финансов, бюджета и налогов.
В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2009 года № 137 -ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» «налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом».
Вышеуказанное определение позволяет нам определить содержание и основные характеристики налогового контроля.
Прежде всего, необходимо отметить, что налоговый контроль является разновидностью государственного наблюдения и надзора, а точнее - это специализированный вид государственного надзора за деятельностью хозяйствующих структур. Вообще под контролем как таковым понимается наблюдение или проверка с целью надзора [25, с. 452].
Контроль как неотъемлемая составляющая любого процесса управления призван обеспечить надлежащее функционирование управляемого объекта. Контроль за соблюдением законодательства позволяет не только устранять недостатки в функционировании объектов управления, оценивать дисциплину исполнения законодательных актов, но и судить о том, насколько эффективно само правовое регулирование в той или иной сфере управления, о том, какие изменения следует внести в нормативные акты для повышения степени их исполнения, о том, насколько нормы правовых актов соответствуют сущности и закономерностям развития регулируемых общественных отношений [25, с. 10].
В сфере государственного правового регулирования контроль используется прежде всего как механизм, посредством которого проверяется соответствие поведения и деятельности хозяйствующих субъектов правовым предписаниям.
Государственный контроль осуществляется специально уполномоченными органами государства в особых, установленных законом, формах и процедурах. При этом указанные органы наделяются достаточно мощными односторонне-властными полномочиями, имеющими властный характер, в частности:
а) давать подконтрольным субъектам обязательные для исполнения указания об устранении вскрытых недостатков;
б) ставить перед компетентными инстанциями вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в обнаруженных нарушениях;
в) непосредственно применять в необходимых случаях меры государственного принуждения [58, с. 25].
Как было отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 14-П, контрольная функция присуща всем органам государственной власти в пределах компетенции
Как указывает по этому поводу Д. Н. Бахрах, контроль - атрибут административной власти, одна из важнейших ее функций. Он включает в себя наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с правовых, научных, социально-политических, организационно-технических позиций [15, с. 394].
Контроль осуществляется всеми органами, входящими с систему органов государства: как Президентом РФ, так и Федеральным Собранием РФ (парламентский контроль), судами (судебный контроль), прокуратурой (прокурорский надзор), органами исполнительной власти (административный контроль).
Однако, как было указано в вышеуказанном Постановлении Конституционного Суда РФ, по смыслу ст. ст. 10 и 114 Конституции РФ полномочия по осуществлению налогового контроля как разновидности государственного контроля относятся к полномочиям исполнительной власти. Следовательно, только на государственные органы исполнительной власти может быть возложено осуществление налогового контроля.