Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта налогообложения ИП как элемента малого предпринимательства
. Применение специальных налоговых режимов для малых предприятий дает ощутимый экономический эффект в виде привлечения инвестиций в бизнес, создания значительного числа новых предприятий и рабочих мест, вывода бизнеса из тени.
. В зарубежных странах основным критерием, дающим право на использование упрощенных режимов налогообложения, является годовой оборот (выручка). ИП и малые предприятия платят налог на прибыль по фиксированной ставке.
. Специальные налоговые режимы помогают индивидуальным предпринимателям становиться микро-предприятиями, а малым предприятиям - средними. Это способствует развитию предпринимательства и экономическому росту в стране.
. Необходима периодическая оценка эффективности работы налоговой системы и пересмотр критериев, дающих право предприятиям использовать специальные налоговые режимы, с учетом реальной экономической ситуации в каждой стране.
. В странах ОЭСР используется система мер, препятствующих дроблению бизнеса в целях сохранения права на упрощенную систему налогообложения.
Применяемые в России режимы налогообложения индивидуальных предпринимателей наглядно могут быть продемонстрированы в таблице, представленной в приложении 8.
Следует более подробно остановиться на особенностях функционирования специальных налоговых режимов в России.
Принципиальным отличием российской и зарубежных систем является отработанность и эффективность механизма поддержки малого и среднего предпринимательства, присущие налоговым системам промышленно развитых стран.
К числу факторов, негативно выделяющих Россию в ряде рассмотренных стран в рамках данной работы, относятся:
· Недостаточно взвешенный подход к формированию перечня «определенных видов деятельности» для предпринимательства в регионах России;
· Не отвечающие экономическим возможностям большинству российских предпринимателей завышенные стоимость патента и величина вменяемого дохода;
· Авансовые платежи по налогу, существенно затрудняющие предпринимателям реальное налоговое планирование, отвлекающие оборотные средства и не учитывающие фактическую способность налогоплательщика к уплате налогов;
· Сложности для многопрофильных предпринимателей при существующем принципе расчета единого налога на вмененный доход, когда лишь часть из осуществляемых видов деятельности подпадает под его уплату, что значительно затрудняет ведение бухучета;
· Несовершенство регионального законодательства;
· Отсутствие законодательной инициативы законодательных органов регионов РФ, которая отвечала бы и интересам государства и интересам предпринимателей, особенно в части корректировки значений коэффициентов базовой доходности и определения коридора подъема налога, что весьма затруднено на федеральном уровне и требует грамотного адресного подхода к особенностям каждого региона и сфер предпринимательской деятельности;
· Неконтролируемость обоснованности расчета вмененного дохода, что приводит к установлению дискриминирующих режимов налогообложения для субъектов малого предпринимательства;
· Несовершенство налогового законодательства, связанное с тем, что некоторые нормы закона страдают отсутствием механизмов, реализующих данную норму.
По официальным данным вклад российского малого предпринимательства в ВВП оценивается в 11 - 12%, а доля занятых в секторе малого предпринимательства - 15 - 17%. По уровню занятости в секторе малого предпринимательства Россия отстает от США и развитых стран Европы (50 - 55%), Японии - (80%). В Китае малый бизнес формирует до 60% ВВП, а число занятых в нем составляет до 70%. В странах ЕС и США на 1000 жителей приходится 30 - 35 малых предприятий, в России - около 7.