Теоретические основы финансовой системы Украины
Чистая финансовая система, объединяя три вышеназванных сектора - предпринимательский (коммерческий), государственный и фондовый, является элементом национальной денежно-кредитной и банковской систем, без которых она вообще не может существовать и нормально функционировать.
Однако практически все существующие национальные финансовые системы по своему характеру являются смешанными.
Реальная (смешанная) финансовая система - это такая финансовая система, в которой формирование чистых финансов дополняется формированием квазичистых финансов (денежных фондов, формируемых в результате выпуска акций и облигаций) и так называемых фискальных финансов, т.е. в реальной финансовой системе нет четкого разграничения между ее секторами [5, с.42].
Как известно, главной функцией финансовой системы любой страны является перераспределение ресурсов во времени и пространстве, а также между отраслями и секторами экономики, между предприятиями и другими экономическими субъектами, проектами. Среди других важнейших функций финансовой системы можно выделить такие:
1. Сбор, обработка и предоставление информации, необходимой для принятия решений.
2. Оценка и минимизация финансовых рисков.
. Клиринг и осуществление платежей (система выплат) по заключенным сделкам.
. Решение проблем, возникающих при заключении и выполнении сделок.
. Объединение усилий финансовых компаний и управление потоками денежных средств для финансирования различных проектов.
Вместе с тем, финансовая система страны призвана выполнять и другую важнейшую функцию - превращение краткосрочных свободных средств в долгосрочный инвестиционный национальный ресурс, который обеспечивает стабильный экономический рост в стране, уменьшая тем самым ее потребность в привлечении иностранного капитала [13, c.73].
Эффективность функционирования финансовой системы любой страны оценивается тем, насколько она способствует развитию национальной экономики и удовлетворению общественных потребностей в финансовых услугах. Наилучшими условиями для развития финансовой системы в странах с рыночной экономикой, как известно, является создание равных условий для честной конкуренции финансовых компаний. Вместе с тем, опыт наиболее развитых стран убедительно показывает, что без жесткого государственного надзора финансовая система не способна самостоятельно обеспечить свое поступательное развитие и требуемую надежность. Однако эта задача для каждой (и особенно развивающейся) страны все более усложняется в связи с углублением процессов глобализации экономики и финансового рынка, в частности [13, c.74].
Вместе с тем, существуют достаточно простые для расчетов экономические индикаторы, позволяющие оценить значимость и успешность развития финансового сектора в любой стране. Так, критерием значимости финансовой системы может выступать ее доля (вклад) в валовой внутренний продукт (ВВП) страны. Для оценки качества функционирования финансовой системы могут использоваться показатели удельного веса денежной монетарной базы и монетарной массы в ВВП страны. Известно, что качество развития финансовой системы страны можно считать позитивным тогда, когда удельный вес монетарной базы в ВВП год от года снижается, а удельный вес монетарной массы в ВВП, наоборот, растет [4,c.22].
Сегодня приняты основные законы, созданы государственные регулятивные органы, которые имеют право устанавливать правила поведения субъектов на рынке и контролировать их выполнение. Однако законы, регуляторы и правила функционирования различных секторов финансовой системы Украины появились не сразу, а по мере общественной актуальности. В результате на сегодняшний день каждым из секторов отечественной финансовой системы достигнуты различные уровни развития. Так, по последним данным, наибольшая доля в суммарных активах финансовой системы страны приходится на банки - 87,3%. Далее с большим отрывом идут страховые компании - 8,43%, инвестиционные (вместе с венчурными) фонды - 2,5%, кредитные союзы - 0,78%, финансовые компании - 0,75%, ломбарды - 0, 17%. На последнем месте (0,02%) находится доля активов негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Вместе с тем, у каждого сектора финансовой системы Украины (причем независимо от его доли) все еще существуют болевые точки и проблемы. Сказать с полной уверенностью, что общество устраивает скорость и качество развития этой отрасли экономики в целом пока затруднительно [13,c.74].