Стратегия развития инноваций в России: общие контуры и проблемы в достижении целей
введение института независимой оценки деятельности государственных научных организаций, увеличение доли конкурсного финансирования, создание 5-7 национальных Исследовательских центров («национальных лабораторий»), 20-30 исследовательских Университетов;
радикальное повышение эффективности инновационной инфраструктуры (ОЭЗ, центров трансферта технологий, бизнес - инкубаторов и технопарков и т.д.), развитие финансовой инновационной инфраструктуры;
поддержка вхождения российских предприятий, как в секторах высоких технологий, так и в иных секторах в бизнес - альянсы, участия России в глобальных технологических проектах, международных программах и исследовательских сетях.
Реализация Стратегии предусматривает осуществление следующих приоритетов в финансировании науки, образования и поддержки инновационной деятельности (рис.1.6).
Рис. 1.6 Приоритеты в финансировании науки, образования и поддержки инновационной деятельности
В целях развития инновационной инфраструктуры, будет обеспечено в необходимом и достаточном объеме финансирование создания Инновационного центра «Сколково», инфраструктуры особых экономических зон технико-внедренческого типа и технопарков [19,88].
Общие объемы финансирования при реализации Стратегии развития представлены в табл. 1.3, с финансированием по отдельным статьям бюджетных расходов можно ознакомиться в приложении 1.
Таблица 1.3
Финансовые параметры реализации Стратегии
Направление |
2010 |
2012* |
2020* |
Внутренние затраты на исследования и разработки, в % к ВВП |
1,24 |
1,4-1,6 |
2,4 |
Государственные расходы исследования на исследования и разработки гражданского назначения, в % к ВВП |
0,88 |
0,9 |
1,1 |
Внутренние затраты на образование |
4,2 |
5,5-5,7 |
6,5-7,0 |
Государственные расходы на образование, в % к ВВП |
4,0 |
н.д. |
5,5-6 |
*прогноз
Мировой экономический кризис 2008-2009 годов серьезно усложнил для России выход на траекторию инновационного развития. Ухудшилось финансовое состояние предприятий, что препятствует наращиванию доли негосударственного финансирования сектора исследований и разработок. В условиях сокращения доходов бюджета более жесткой стала бюджетная политика, что ограничивает возможности использования государством финансовых стимулов для наращивания инновационной активности. Необходимость поддержания достигнутого уровня социальной защиты населения, пенсионного обеспечения в условиях снизившихся доходов бюджета, негативных демографических трендов, связанных со значительным сокращением численности экономически активного населения, обусловила определенный рост нагрузки на бизнес в части социальных платежей. Это дополнительно ограничивает для бизнеса возможность инвестирования в инновационное развитие.