Стратегия развития инноваций в России: общие контуры и проблемы в достижении целей
Крупным стратегическим ходом Правительства России в ушедшем году стало рассмотрение и принятие проекта новой инновационной стратегии России - «Инновационная Россия-2020». В отличие от прежних инновационных программ новый документ отличает большая критичность в оценке тенденций развития российской экономики. В частности констатирован тот факт, что из запланированных целей в прежней стратегии развития науки и инноваций России до 2015 г. на первых двух этапах - в 2006-2010 гг. - выполнено лишь чуть более трети намеченного, что реальные дела идут даже хуже, чем в инерционном сценарии и что ряд ключевых параметров инновационного развития ухудшается.
В документе заявлено, что перевод экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития является единственно возможным способом
роста благосостояния населения и укрепления геополитического статуса страны. Однако из экономической истории известно, что целенаправленные попытки государств создать инновационную экономику оканчивались успехом далеко не всегда - шансы фактически составляют 50 на 50 и, следовательно, в запасе должны быть запасные (помимо инновационного) варианты стимулирования.
Авторы Стратегии справедливо указывают как на весьма высокий уровень развития целого ряда элементов инновационной инфраструктуры и ресурсного обеспечения в России, так и на отсутствие мотивов к инвестиционному поведению всех субъектов экономики и действенной кооперации их с сектором исследований и разработок. При этом разработчики нынешней стратегии, призывают к совершенствованию так называемой «национальной инновационной системы», главную роль в которой, по традиционному определению этого термина, играет не государство, не наука, а фирма, то есть малый, средний и крупный бизнес, который сейчас «придавлен» национальным бюрократическим классом и, в силу этого, вряд ли может взять на себя роль инновационного лидера.
В экспертной среде сейчас выдвигается гипотеза о формировании в ближайшие десятилетия новых моделей инновационного развития, которые отличаются как от модели национальной инновационной системы, где главным двигателем являлись фирмы, так и от модели «треугольника» Г. Сабато, которая исходила из доминирования роли государства в инновационном развитии, как это было в Японии. В состав модели вошли представители трёх секторов: государственного, учебно-научного сообщества и производственного сектора. Отношения между тремя вершинами возникают в трёх конфигурациях: внутренние отношения внутри каждой вершины, взаимоотношения между тремя вершинами и отношения с внешними границами.
Одна из наиболее проработанных новых моделей развития мирового инновационного процесса получила название концепции «тройной спирали». Она основана, с одной стороны, на тезисе о доминирующем положении институтов, ответственных за создание нового знания, а с другой стороны, о важности сетевого характера взаимодействия участников инновационного процесса, в рамках так называемых «стратегических инновационных сетей», где происходит своего рода пересечение трех множеств отношений (внутри-фирменных, внутри-государственных и внутри-университетских) и создание гибридных институциональных форм, снижающих неопределенность.