Стратегия развития инноваций в России: общие контуры и проблемы в достижении целей

Обеспечение сценария инновационного развития, который является предпочтительным, требует значительного развития государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности и активного участия государства (прямого и косвенного) в структурной перестройке экономики [20,59].

Роль государства в инновационных сетях также крайне важна, хотя в новых концепциях (тройной спирали) оно не занимает доминирующей позиции.

Во-первых, государство должно контролировать процесс проникновения инноваций и создавать при необходимости условия для набора ими критической массы.

Во-вторых, высокие фиксированные издержки и риски при развитии инновационной активности становятся важным барьером для российских фирм, выходящих на новые для них рынки обрабатывающей промышленности. Это повышает важность развития частно-государственного партнерства в этой сфере.

В-третьих, говоря о новой роли государства в инновационном процессе, важно иметь в виду, что использование результатов науки и инноваций в экономической деятельности - это, как правило, не результат политики на уровне фирмы или уполномоченных государственных структур, а результат совместно выработанной средне- и долгосрочной стратегии. Это связано с тем, что современный рынок знаний и инноваций все большим количеством специалистов характеризуется как несовершенный, т.е. как рынок, где частная и общественная отдача от инвестиций может сильно отличаться. В силу этого необходима правильная государственная политика, направленная на предотвращение недоинвестирования в знания и состоящая в создании побудительных мотивов для экономических субъектов всех форм собственности к созданию знаний и инноваций. Как вариант, возможно и «принуждение к инновациям», но не путем административного давления, а на основе введения новых жестких стандартов к качеству продукции.

В-четвертых, при разработке национальной стратегии развития инноваций в будущей экономике важно осознавать, что, как показывает анализ мирового опыта, инновационные структуры имеют четко выраженную, отраслевую и секторальную специфику, и страны даже с близким уровнем социально-экономического развития не могут заимствовать успешные примеры научной и инновационной стратегии друг у друга, ориентируясь на конечный результат. В каждом отдельном случае необходим осмысленный выбор специфического для каждой страны сочетания из набора возможных политик и мер. Обсуждаемая Стратегия с этой точки зрения нуждается в серьезном переформатировании при сохранении созданных в ней солидных заделов.

Согласно прогнозам, прописанным в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. завершение перевода российской экономики на новые, инновационные «рельсы» к концу 2020 года будет характеризоваться следующими характеристиками:

доля предприятий, осуществляющих технологические инновации должна возрасти до 40-50%;

удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции должен составлять до 25-35%;

объем затрат на исследования и разработки должно составлять до 2,5-3% ВВП.

В ходе реализации данной программы планируется:

стимулирование инвестиций в технологии, в НИОКР, их коммерциализацию, капитализацию интеллектуальной собственности, передача малому и среднему инновационному бизнесу части госзаказа на НИОКР, инновационная направленность госзакупок, реализация системы технологических и научно-исследовательских инициатив (проектов), обеспечивающих прорывные позиции России в научно-технологической конкуренции на мировых рынках;

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

joomla template