Направления реформирования российской налоговой системы
мая 2009 года Правительством РФ были одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановой период 2011 и 2012 годов. Данный документ разработан Минфином в рамках подготовки бюджета на очередной год, при этом, по мнению финансистов, он позволяет участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно привести к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.
В трехлетней перспективе приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее: создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени.
Налог на прибыль организаций. Амортизационная политика. В 2008 году была проведена масштабная реформа налога на прибыль организаций, которая, помимо снижения налоговой ставки и принятия иных решений, в значительной степени относилась к изменению системы начисления амортизации.
Для доведения реформы начисления амортизации в налоговых целях до конца необходимо пересмотреть принципы построения амортизационных групп: действующие сегодня принципы не отвечают современным требованиям. В связи с этим предлагается в ближайшие годы пересмотреть подходы к классификации основных средств на группы и к определению норм амортизации для этих групп.
Планируется внести изменения, направленные на сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль. В связи с этим уже начиная с 2010 года в законодательстве о налогах и сборах будет установлен особый порядок переноса убытков при реорганизации, предусматривающий ограничения, как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка для реорганизуемых организаций.
Одновременно в 2010 году планируется решить вопрос нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Для повышения эффективности законодательства о налогах и сборах в этой области предполагаются следующие изменения:
1) преобразовать действующие правила, ограничивающие отнесение процентов на расходы, названные в п. 1 ст. 269 Налоговом кодексе РФ, и разработать правила определения «рыночного» уровня процентной ставки, необходимые для установления допустимого уровня процентов в отношениях между взаимозависимыми лицами, а также лицами, сделки между которыми будут признаваться контролируемыми. При внесении таких изменений будет исключено из ст. 269 Налогового кодекса РФ требование о проверке сопоставимости условий долговых обязательств для принятия решения об отнесении процентов на расходы в налоговых целях, останется лишь ограничение на предельный уровень принимаемых процентов;
2) в рамках совершенствования норм законодательства о контроле за трансфертным ценообразованием в налоговых целях распространить правила определения рыночной цены с учетом положений ст. 40 Налогового кодекса РФ с необходимой спецификой и на финансовые операции, совершаемые между взаимозависимыми лицами;