Основные проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей и пути их решения
Другая проблема применения УСН может возникнуть в том случае, если индивидуальный предприниматель взял за объект налогообложения доходы. Возникает она у тех ИП, которые в обмен на свои товары, работы или услуги получают не деньги, а другое имущество или имущественные права, то есть совершают товарообменные операции. Дело в том, что доход по такой операции возникает дважды. Первый раз, когда ИП получает от покупателя товары или, скажем, векселя третьих лиц, а второй раз - когда он их перепродает. На деле же получается, что ИП дважды уплачивает налог с одного и того же дохода от продажи своих товаров (работ, услуг).
В целях недопущения двойного налогообложения единым налогом на доходы в случае товарообменных операций, необходимо исключить из перечня доходов те из них, которые были получены по бартеру, а в дальнейшем используются для перепродажи.
Исправление приведенных пробелов в законодательстве «Об упрощенке» позволит значительно улучшить финансовое положение налогоплательщика - субъекта малого предпринимательства.
В российских условиях следует дифференцировать ставки упрощенного налога по укрупненным видам и отраслевой направленности предпринимательской деятельности.
Целесообразно ввести классификационную категорию «микропредприятие», определяемую по относительно низким показателям оборота или дохода. Микропредприятиям и предпринимателям - физическим лицам, удовлетворяющим пороговым ограничениям и не подпадающим под режим единого налога на вмененный доход, следует предоставить выбор: использовать упрощенную систему налогообложения или патентную форму предпринимательства. Стоимость патента может определяться видом деятельности и количеством нанимаемых работников.
Реализация данного предложения усложнит структуру упрощенной системы налогообложения. Однако при этом не осложняются деятельность субъектов малого предпринимательства и налоговое администрирование. Одновременно повысится уровень как вертикальной, так и горизонтальной справедливости упрощенной системы налогообложения.
Необходимо признать, что УСН весьма востребована малым бизнесом, поскольку дает предпринимателям реальный выигрыш в средствах и затратах времени. Вместе с тем, от применения УСН выигрывает и государство: бизнес «выходит из тени», значительно повышается «налоговая отдача» в бюджеты всех уровней.
По результатам проведенного анализа объективных данных статистики по практике применения УСН и налоговой отдачи, в условиях реальной ситуации экономического развития страны, затрудненного доступа малого бизнеса к внешнему финансированию в период кризиса и с учетом мнения предпринимательского сообщества следует предусмотреть повышение порога предельного дохода предприятия, дающего право на применение УСН, до 75 млн. руб. Такая мера не потребует дополнительных финансовых затрат со стороны государства, но поддержит благоприятный бизнес-климат и будет реально способствовать росту и развитию бизнеса.
Увеличение верхнего порогового значения дохода для применения УСН позволит бизнесу оптимизировать свои административные расходы.