Основные проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей и пути их решения
В свою очередь, было бы целесообразным для налогоплательщиков единого налога, взимаемого по специальным налоговым режимам, освободить плательщиков от обязанности представления статистической отчетности, ведения кассовых операций либо разработать для них упрощенные формы отчетности и налоговых расчетов.
Существенный недостаток вмененного налога - его негибкость. Даже если деятельность не ведется или неудачна, налог все равно надо платить в полном объеме. На размер единого налога не влияет один из основных объектов налогообложения, а именно доходы, или выручка. Сам налог рассчитывается исходя из того, насколько "хорошо" устроился бизнесмен. Другими словами, учитываются: вид деятельности, месторасположение, размер помещения, количество наемного персонала, удаленность от автобусной остановки и т.д.
Проведенный анализ действующих нормативных правовых актов о применении ЕНВД на территориях муниципальных районов показал, что значения коэффициентов К2 не всегда своевременно корректируются с целью учета условий осуществления деятельности, а в некоторых случаях многократно повышаются.
Установленные п. 6 ст. 346.29 НК РФ изменения предполагают проведение уточнения корректирующего коэффициента К2 с учетом календарных дней ведения предпринимательской деятельности, но в этой норме отсутствуют четкие условия и основания, по которым можно было бы осуществлять расчет.
По мнению автора, следует законодательно закрепить единый подход к схеме определения коэффициента базовой доходности муниципальным образованиям на всей территории Российской Федерации, который учитывал бы экономические условия хозяйствования.
Очень важно отталкиваться от норм Гражданского кодекса Российской Федерации по вопросу осуществления деятельности - это систематическое извлечение дохода. Итак, если доход не извлекается, т.е. фактически не проводится работа в этом направлении, то плательщиками единого налога организация или индивидуальный предприниматель не будут. Поэтому автор считает, что учитывать фактическое осуществление деятельности необходимо не в корректирующем коэффициенте, а в базовой доходности, при этом следует провести определенные мероприятия. Налогоплательщики будут обязаны:
заранее (за пять дней) уведомить налоговый орган о прекращении на определенный срок своей деятельности;
указать в обязательном порядке причину прекращения деятельности;
при наличии документов, подтверждающих необходимость прекращения деятельности, приложить их копии;
за пять дней до начала деятельности уведомить налоговый орган о ее возобновлении.
Если приостановление деятельности составляет всего пять и менее дней, то в учет такое приостановление не должно браться. Налоговому органу необходимо будет:
взять под особый контроль таких налогоплательщиков и вести по ним отдельный учет;
проводить рейды, для того чтобы убедиться в отсутствии умысла у налогоплательщика;
выявлять наличие умысла при повторяемости у налогоплательщика прекращения деятельности.
К недостаткам, требующим внесения соответствующих поправок также следует отнести: