Основные проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей и пути их решения
Введение патентного платежа для части индивидуальных предпринимателей имеет большое значение в упрощении порядка налогообложения, так как данные субъекты объективно не в состоянии вести учет в том порядке, который предусмотрен в настоящее время законодательством. Поэтому введение патентного платежа вместо единого налога значительно упростит налогообложение и ведение учета и отчетности для налогоплательщиков, кроме того, данная мера позволит облегчить контроль налоговых органов отдельной группы налогоплательщиков
По мнению автора, применение предлагаемой модели по упрощенной системе налогообложения позволит:
во-первых, максимально упростить налогообложение и учет в организациях и у индивидуальных предпринимателей, особенно для тех, кто сможет перейти на патентную систему;
во-вторых, исключить налоговую дискриминацию субъектов предпринимательства, которые по действующим ограничениям не могут в настоящее время воспользоваться специальным налоговым режимом в виде упрощенной системы налогообложения и вынуждены применять общий режим;
в-третьих, вывести из "тени" значительные денежные потоки, сосредоточенные у данных налогоплательщиков;
в-четвертых, создать благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего бизнеса;
в-пятых, увеличить налоговые доходы региональных бюджетов за счет перехода части налогоплательщиков с общего режима на упрощенную систему налогообложения.
Необходимо при проведении периодического мониторинга развития сектора малых предприятий анализировать практику применения УСН, что поможет отслеживать динамику числа предпринимателей, использующих УСН, в том числе параметров и тенденций роста бизнеса, размеров налоговых поступлений плательщиков УСН в бюджеты, с использованием данных Росстата, других государственных ведомств, собирающих отчетность от предприятий, а также частных обследований предпринимателей. Использовать результаты этих исследований для коррекции критериев применения специальных режимов налогообложения малых предприятий.
ЕСХН
Единый сельскохозяйственный налог в действующей редакции НК РФ может рассматриваться как система налогообложения мелких сельскохозяйственных производителей. Однако в отличие от иных режимов налогообложения, разработанных для использования субъектами малого предпринимательства, ЕСХН в значительной степени должен быть направлен на учет отраслевой специфики сельского хозяйства. Поэтому возникает необходимость внесения изменений в Налоговый Кодекс, на основе которых такой налог может быть применен в России.
. Базой для исчисления единого налога должна быть не выручка, а земля (баллогектары). Во-первых, не должно быть множественности баз исчисления одного и того же налога. Во-вторых, выручка - наиболее сложный для наблюдения показатель, особенно в аграрном производстве.
. В единый налог не должны включаться НДС, акцизы и платежи в фонд социального страхования, платежи за пользование природным ресурсами, лицензионные сборы. Безусловно, не включается в единый налог и подоходный налог с физических лиц.