Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта налогообложения ИП как элемента малого предпринимательства
Мировая практика налогообложения субъектов малого предпринимательства основывается на применении в отношении данной категории налогоплательщиков различных режимов налогообложения.
Фактически режимы налогообложения субъектов малого предпринимательства, в достаточной степени, различны в зависимости от страны, целей и условий в которых они применяются. Однако применяемые режимы можно условно разделить на три группы:
режимы, основанные на общеустановленной системе налогообложения, но предусматривающий для данной категории налогоплательщиков целый ряд льгот или же каких-либо налоговых стимулов (условно данные режимы можно обозначить как «особые режимы налогообложения»);
упрощенные режимы налогообложения;
режимы, построенные на использовании косвенных методов определения налоговых обязательств налогоплательщика.
Первый вид, в наименьшей степени выделяющий субъектов малого предпринимательства среди остальных налогоплательщиков, как уже было сказано, основывается на общеустановленной системе налогообложения. Данный режим заключается в сохранении всех видов налогов для малого предпринимательства, но предусматривает для данной категории налогоплательщиков целый ряд льгот или других налоговых стимулов.
Одним из основных налоговых стимулов способствующих развитию малых предприятий является применение в рамках общеустановленной налоговой системы прогрессивных ставок налогообложения. То есть увеличение налоговой ставки по мере роста налоговой базы.
Пониженные ставки налогообложения для предприятий, имеющих прибыль ниже пороговой или относящихся к малому и среднему предпринимательству, применяются в Бельгии, Канаде, Финляндии, Японии, Великобритании и США. Швейцария использует прогрессивное налогообложение дохода корпораций. В Канаде контролируемые канадцами частные корпорации получают налоговую скидку, которая уменьшает федеральный налог на доходы на 16%, если их годовой налогооблагаемый доход от деятельности не превышает 200000 долл.
В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) более низкие ставки налогов для МСП (малых и средних предприятий, и в частности ИП) компенсируют сложности МСП в получении внешнего финансирования. При этом налоговые преференции и льготы для МСП могут спровоцировать некоторых предпринимателей занизить размер доходов или привести к искусственному дроблению бизнеса в целях минимизации налогов, поэтому правительства устанавливают жесткие правила и ограничения, препятствующие дроблению компаний. Например, в Великобритании существуют специальные правила, которые не допускают дробление компаний на очень маленькие компании (мелкие компании в этой стране пользуются льготным налогообложением по ставке 10%). В Канаде также действуют правила «Ассоциированных корпораций», которые не позволяют компаниям дробиться.
ИП стран ОЭСР платят так называемый корпоративный налог. Если ставка корпоративного налога ниже ставки подоходного налога, то ИП получают стимул преобразоваться в компанию. Более низкая ставка корпоративного налога для МСП создает для них преимущества: повышается реальная прибыль МСП и уровень инвестиций в бизнес. Во многих странах ОЭСР: Бельгии, Канаде, Франции, Германии, Ирландии, Японии, Корее, Люксембурге, Мексике, Нидерландах, Португалии, Испании, Великобритании, США для МСП установлены более низкие ставки корпоративного налога, в целях повышения их конкурентоспособности и привлечения инвестиций в свой бизнес. В среднем малые предприятия в странах ОЭСР платят налог в размере 15-20% прибыли, крупные - 30-40% прибыли. Самая низкая ставка корпоративного налога для МСП в успешной и динамично развивающейся Ирландии - 12,5% прибыли.