Методика анализа финансового состояния предприятия

Анализ финансового состояния представляет собой метод оценки и прогнозирования хозяйственной ситуации предприятия на основе его бухгалтерской и финансовой отчетности. В зависимости от субъекта различают два вида анализа: внутренний анализ и внешний анализ.

В зависимости от объекта можно выделить несколько видов анализа:

Операционный анализ, отражающий зависимость между основными показателями деятельности предприятия - затратами, объемом производства, выручкой от реализации и прибылью от реализации.

Целью операционного анализа является - ликвидация убытков и достижение прибыли. Для проведения операционного анализа используются следующие методы:

) графический метод, основанный на построении графика безубыточности;

) математический метод, основанный на применении математических формул.

Балансовый анализ, с помощью которого исследуется баланс предприятия и приложения к нему;

Инвестиционный анализ исследующий эффективность вложения инвестиций, если предприятие занимается инвестиционной деятельностью.

Для проведения финансовых исследований используются различные методы:

неформализованные методы, которые описывают аналитические процедуры на логическом уровне (метод экспертных оценок, метод составления экономических сценариев, метод сравнения, метод построения аналитических таблиц);

формализованные методы, основанные на применении математических формул и расчете специальных показателей. К ним относятся:

классические методы (балансовый метод, метод дисконтирования, метод расчета простых и сложных процентов, метод выделения влияния факторов);

статистические методы (расчет средних величин, построение математических рядов, корреляционный анализ, дисперсионный анализ);

экономико-метрические методы, основанные на использовании ЭВМ.

В ходе анализа применяются общие основные методы;

· Горизонтальный анализ, в результате которого определяются абсолютные и относительные изменения величин различных статей отчетности по сравнению с предшествующим годом, полугодием или кварталом;

· Вертикальный анализ, который проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе, принимаемом за 100%;

· Трендовый анализ, основанный на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет (периодов), для которых все показатели принимаются за 100%, для выявления тенденций, доминирующих в динамике показателей;

· Метод финансовых коэффициентов, который изучает уровень и динамику относительных показателей финансового состояния (отношения балансовых статей). При анализе полученные показатели сравниваются с базисными, в качестве которых могут быть:

общепринятые стандартные параметры;

среднеотраслевые показатели;

аналогичные показатели предшествующих лет (периодов);

показатели конкурирующих предприятий;

какие-либо другие показатели [10. С.37].

Существует несколько методик проведения финансового анализа. Рассмотрим основные из них.

Методика проведения анализа финансового состояния предприятия содержит следующие блоки:

I. Структурный анализ активов и пассивов.

II. Анализ финансовой устойчивости предприятия.

III. Анализ ликвидности (платежеспособности) предприятия.

IV. Анализ эффективности деятельности предприятия.

Рассмотрим подробнее эти блоки, т.к. далее в работе для исследования и оценки финансового состояния ООО "Марс" будет использоваться классическая методика проведения финансового анализа.

I. Структурный анализ активов и пассивов применяется для общей оценки изменения финансового положения предприятия. Для этого анализируется состав и динамика имущества и источников его формирования (анализ активов и пассивов) при помощи сравнительного аналитического баланса. Сравнительный аналитический баланс получается из исходного баланса путем дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики вложений и источников средств предприятия за отчетный период.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

joomla template