Совершенствование системы государственной поддержки инвестиционной деятельности в направлении реализации национальных целей России
Государственная поддержка инвестиционной деятельности строится на принципах:
объективности и экономического обоснования принимаемых решений;
открытости и доступности для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности;
равноправия инвесторов и унифицированности публичных процедур;
неизменности принятых решений;
взаимной ответственности РФ и инвесторов;
сбалансированности публичных и частных интересов;
доброжелательности во взаимоотношениях с инвестором;
ясности и простоты инвестиционного процесса в РФ.
Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории РФ осуществляется в форме:
предоставления субъектам инвестиционной деятельности налоговых льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
предоставления субъектам инвестиционной деятельности инвестиционного налогового кредита в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации;
установления субъектам инвестиционной деятельности минимальных ставок арендной платы при аренде земельных участков на территории РФ в целях осуществления инвестиционной деятельности на арендуемых земельных участках;
предоставления государственных гарантий РФ в обеспечение возврата привлекаемых денежных средств для осуществления инвестиционной деятельности;
нефинансовых мер государственной поддержки инвестиционной деятельности;
предоставления субъектам инвестиционной деятельности льгот при аренде объектов недвижимости государственной собственности;
предоставления субъекту инвестиционной деятельности преимущественного права на выкуп (минуя конкурс, аукцион) государственной доли в объекте недвижимости;
инвестиций из государственных источников финансирования в установленном законодательством порядке.
В настоящее время действует целый ряд федеральных целевых программ. Первые федеральные целевые программы появились в 1993 году, их число с каждым годом увеличивалось. Это привело к тому, что объем необходимых инвестиций значительно превысил имеющиеся у государства ресурсы на их осуществление. По отдельным программам финансирование составляло лишь мизерную часть от декларируемого объема вложений. В настоящее время система мер государственной инвестиционной политики направлена на выделение приоритетных направлений использования инвестиций, исключающее распыление государственных средств.
Особое внимание сейчас уделяется национальным проектам. Они осуществляются в соответствии с приоритетами развития страны, под контролем ее президента, в более короткий период времени, чем требуется на реализацию федеральных целевых программ. Помимо этого учитывается принцип проектного финансирования с помощью специально созданной структуры, на основе сквозного планирования, отчетности и контроля.
Масштабные инвестиции в рамках национальных проектов необходимо направлять на развитие потенциальных преимуществ российской экономики, на создание новых продуктов, аналогов которых нет на мировом рынке, на повышение конкурентоспособности существующих предприятий на обеспечение достойных условий жизни и труда населения.
Новое направление инвестиционной политики в области регионального развития, стартовавшее в 2008 году, - реализация региональных инвестиционных проектов с привлечением бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации. Инвестиционный фонд Российской Федерации был образован в конце 2005 года. На сегодняшний момент он является главным и наиболее эффективным инструментом государственно-частного партнерства, формой взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. За 2008-2009 годы в Минрегион России поступило свыше 100 заявок более чем от 30 субъектов Российской Федерации на предоставление государственной поддержки за счет средств Фонда для реализации региональных инвестиционных проектов. Их общая стоимость около 373 млрд рублей. Сейчас при государственной поддержке реализуются 23 региональных инвестиционных проекта общей стоимостью 104,38 млрд рублей, в том числе 13,32 млрд рублей выделяются из средств федерального бюджета. Государственная поддержка инвестиционных проектов за счет средств Фонда стала катализатором активности частных инвесторов - в среднем по всем проектам на один рубль средств федерального бюджета привлекается до шести рублей инвестиций частных инвесторов. Реализуемые проекты способны существенно повысить поступления в бюджеты всех уровней. В частности, один рубль федерального бюджета, направленный на софинансирование объектов капитального строительства в рамках реализации региональных инвестиционных проектов, генерирует 2,78 рублей поступлений в региональный и местный бюджеты за 10-летний прогнозный период. Реализация проектов Фонда препятствует росту безработицы и падению производства, загружая имеющиеся производственные мощности в регионах, обеспечивая заказами проектные и строительные организации, увеличивая наполнение региональных и местных бюджетов, сохраняя покупательскую способность населения.