Анализ финансовых результатов и рентабельности
В 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась рентабельность продаж на 0,43 %. Оборачиваемость активов и коэффициент финансовой зависимости отрицательно повлияли на рентабельность собственного капитала, но их снижение было небольшим. В общем итоге влияние данных факторов сказалось на рентабельности собственного капитала положительно, она увеличилась на 0,47 % в 2009 году.
Исходя из проведенного финансового анализа видно, что на протяжении 2007 и 2008 годов наблюдалось снижение чистой прибыли. Однако в 2009 году произошел рост чистой прибыли на 8 859 тыс. руб. Поскольку основная масса прибыли в рамках транспортного предприятия определяется как разница между стоимостью оказанных сторонним организациям услуг без налога на добавленную стоимость и себестоимостью продукции (или затратами на оказание услуг), то отрицательным моментом для предприятия является тот факт, что в составе эксплуатационных расходов значительную долю занимает такая статья затрат, как топливо. В составе себестоимости расходы на топливо составили в 2008 году - 28,10 % (1 196 111 тыс. руб.), в 2009 году - 26,25 % (853 877 тыс. руб.). В процессе потребления материальных ресурсов происходит их трансформация в материальные затраты, поэтому экономное использование топлива снижает себестоимость продукции.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что перед ОАО «Северное морское пароходство» особенно остро стоит проблема контроля расхода топлива - судовладелец не может эффективно контролировать расход топлива. Как правило, за основу принимаются усредненные статистические данные, которые не учитывают реальные погодные условия, режим расхода, нагрузки, состояние винтов и т.д. Так как на оплату бункера приходится около 80% эксплуатационных расходов судна, сокращение потерь топлива принесёт значительный экономический эффект.
4. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАТРАТАМИ В ОАО «СЕВЕРНОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО»