Анализ финансовых результатов и рентабельности
На основе данных таблицы 14 можно сделать выводы об изменении доли отдельных показателей. На протяжении всего периода удельный вес себестоимости увеличился на 1,67 % - в 2008 году и на 4,76 % - в 2009 году, следовательно доля валовой прибыли снизилась соответственно на 1,67 % и 4,76 %. Поскольку у предприятия нет коммерческих и управленческих расходов, то доля прибыли от продаж также сократилась на 1,67 % - в 2008 году и на 4,76 % - в 2009 году.
Вследствие изменения прочих доходов и расходов доля прибыли до налогообложения уменьшилась на 5,82 % - в 2008 году и на 0,03 % - в 2009 году. Удельный вес чистой прибыли в 2007 году незначительно, но увеличился - на 0,15 %. В 2008 году произошло значительное снижение чистой прибыли, что отрицательно повлияло на значение удельного веса чистой прибыли - оно сократилось на 4,61 %. В 2009 году наблюдается рост чистой прибыли и, следовательно, увеличение удельного веса в выручке.
Далее анализируется влияние на прибыль от продажи продукции таких факторов, как объемы продаж, цена продажи, величина себестоимости проданной продукции, а также оценивается влияние на величину чистой прибыли прочих доходов и расходов, налогового фактора. Влияние всех факторов представлено в таблице 13.
Таблица 13 - Расчёт влияния факторов на прибыль от продаж и чистую прибыль
Показатель (фактор) |
Изменение прибыли за счёт влияния фактора, тыс. руб. | |
за 2008 г. |
за 2009 г. | |
1 Выручка от продажи продукции в сопоставимых ценах (объём продаж) |
25269,37 |
-84127,78 |
2 Изменение цен на проданную продукцию |
33805,57 |
20438,24 |
3 Себестоимость проданной продукции |
-71198,94 |
-154784,46 |
Суммарное влияние факторов на прибыль от продаж |
-12124,00 |
-218474,00 |
4 Прочие доходы и расходы |
-186052,00 |
208444,00 |
5 Отложенные налоговые активы и обязательства |
9315,00 |
-11515,00 |
6 Текущий налог на прибыль |
31980,00 |
24630,00 |
7 Перерасчет налога на прибыль за прошлые года |
-1597,00 |
5774,00 |
Суммарное влияние факторов на чистую прибыль |
-158478,00 |
8859,00 |
Влияние изменения объемов продажи продукции (выручки в сопоставимых ценах) на величину прибыли от продаж определяется по формуле 11.
где В1, В0 - выручка от продажи продукции соответственно в отчетном и базисном периодах, тыс. руб.;
DВц - изменение выручки от продажи продукции под влиянием цены, тыс. руб.
Р0 - рентабельность продаж в базисном периоде, %.
И - индекс цен.
П0 - прибыль от продаж в базисном периоде, тыс. руб.
Рассмотрим пример расчета влияния изменения объемов продукции на величину прибыли от продаж в 2007 году.
Индекс цен на услуги ОАО «Северное морское пароходство» принят в размере 1,11 в соответствии с данными Государственного Комитета Статистики.
DПв = тыс. руб.
Влияние изменения цен на величину прибыли от продаж определяется по формуле 14.
Влияние изменения себестоимости проданной продукции на величину прибыли от продаж определяется по формуле 15.