Зарубежный опыт применения антициклической финансовой политики
Опыт Японии по разработке и реализации антициклической финансовой политики антикризисной направленности послужил основой для разработки антикризисных программ стабилизации национальных экономик в рамках мирового финансового кризиса 2008 - 2010 гг.
Этот кризис показал необходимость масштабных действий всеми странами мира по стабилизации своих экономик и мировой финансовой системы в целом.
В связи с этим в 2008 г. в США был принят документ "О чрезвычайной экономической стабилизации". Данный акт предусматривал реализацию комплекса мероприятий в рамках 2008 - 2010 гг. по спасению финансовой системы США. В соответствии с этим планом банкам США предоставлялась финансовая помощь в объеме 700 млрд. долл.
Характерной чертой "плана спасения" финансовой системы США была ориентация на обеспечение интересов финансовой олигархии. Данный план был охарактеризован Д. Стиглицем как "большое ограбление по-американски". Выделение значительных финансовых ресурсов в США на спасение экономики и финансовой системы породило среди экономистов мнение о том, что их источником является механизм эмиссии денег, который должен спровоцировать инфляцию американской валюты.
Источником ресурсов поддержки экономики и финансовой системы в США выступало заемное финансирование посредством выпуска долговых ценных бумаг казначейством США, что сопровождалось ростом государственного долга правительства США. В свою очередь, это стало возможным за счет исторического доверия мировых инвесторов к американскому правительству как эмитенту долговых обязательств. Мировой финансовый кризис 2008 - 2009 гг. сопровождался падением стоимости акций, облигаций, недвижимости и других объектов инвестирования капитала. Возникли высокие риски банкротства банков, что не позволяло вкладывать в них капиталы. В этих условиях наиболее привлекательным объектом вложения капитала стали являться обязательства правительства США.
Как результат, это привело к укреплению доллара США и позволило американскому правительству увеличить государственный долг за счет реализации дополнительного объема ценных бумаг. Существовала не только возможность, но и необходимость такой эмиссии. Необходимость была обусловлена потребностью в финансовом обеспечении плана по спасению финансовой системы США.
Таким образом, США смогли проводить антициклическую финансовую политику в период мирового финансового кризиса 2008 - 2009 гг. за счет притока иностранного капитала. Доступ к заемным финансовым ресурсам для американского правительства стал возможным за счет основанного на исторических прецедентах доверия инвесторов к долговым обязательствам американского правительства.
После приведенных выше аргументов можно сделать следующие выводы по главе:
. Для предотвращения крупных финансовых потерь мирового масштаба во время мировых финансовых кризисов целесообразно предсказывать их появление, принимая во внимание теорию цикличности, и принимать практические меры по их предотвращению.
. Предложенный набор факторов позволяет провести комплексный анализ финансовой стабильности на национальном уровне, что является важным для целей формирования эффективной государственной антикризисной финансовой политики. В процессе анализа финансовой стабильности следует учитывать как внутренние факторы, зарождающиеся в пределах финансовой системы, так и внешние, находящиеся за пределами финансовой системы, но непосредственно с ней взаимодействующие.
. Неотъемлемым элементом для достижения результативности и эффективности стабилизационной финансовой политики государства является учет баланса интересов общества в целом лицами, разрабатывающими и реализующими меры такой политики. Нельзя не учитывать, что возможна подстройка интересов общества под интересы лиц и органов, осуществляющих стабилизационную финансовую политику от имени государства. Ведь такая политика связана с использованием государственных финансовых ресурсов в огромных масштабах. Необходимо также помнить, что бюджетные решения о формах и методах осуществления финансовой поддержки часто затрагивают интересы отдельных социальных слоев населения, предпринимателей и других групп, включая интересы конкретных финансовых институтов и компаний.