Зарубежный опыт применения антициклической финансовой политики
Антициклическая финансовая политика предполагает создание механизма, который обеспечивал бы сглаживание нежелательных колебаний в финансовых и макроэкономических показателях национальной экономики в целях обеспечения устойчивости социально-экономического развития. Данная политика проводится как в России, так и за рубежом.
За рубежом, а речь идет, прежде всего, об индустриально развитых экономиках, к которым относятся США и Япония, антициклическая финансовая политика стала реализовываться наиболее активно со времен Великой депрессии 1930-х гг.
Мировой финансовый кризис 2008 - 2010 гг. показал необходимость вмешательства государств в экономику в целях недопущения катастрофического развития негативных процессов в воспроизводственном механизме и национальных финансовых системах. Масштабы вмешательства в экономику были настолько большими, что их можно было бы сравнить с масштабами аналогичного вмешательства в Великую депрессию 1930-х гг., что требует научного осмысления такой политики государства и уточнения на этой основе теоретических представлений о роли государства в рыночной экономике.
Антициклическая финансовая политика будет различна для стран, экспорт которых носит сырьевую направленность, и для стран, которые не имеют такой направленности. Кроме того, свою особенность имеет антициклическая финансовая политика США (среди остальных индустриально развитых стран).
Страны с сырьевой направленностью экспорта имеют сильную зависимость от внешнеэкономических факторов изменения цен на вывозимые страной сырьевые товары. К таким странам следует отнести Азербайджан, Бразилию, Венесуэлу, Казахстан, Катар, Колумбию, Кувейт, Нигерию, Норвегию, Оман и др. Характерной особенностью в таких странах является дестабилизация национальной экономики в рамках циклических колебаний цен на сырьевые экспортные товары, к которым преимущественно относится нефть. Зависимость от цикличности цен на нефть требует проведения со стороны этих стран специального вида антициклической финансовой политики, сопровождающейся созданием суверенных фондов благосостояния - фондов денежных средств, принадлежащих центральному (федеральному) правительству, в который подлежат зачислению сверхдоходы государственного бюджета.
Рассмотрим типичный механизм антициклической финансовой политики в странах с сырьевой направленностью. Изменение цен на сырьевые товары приводит к колебаниям экспортной выручки страны, что сопровождается возникновением периодических экономических шоков и требует сильных макроэкономических корректировок. Экономические шоки возникают как в период роста цен на вывозимые страной сырьевые товары, так и в период их значительного и быстрого снижения. В фазе снижения цен экономический шок может носить наиболее разрушительный для национальной экономики и ее финансовой системы характер.
Экономический шок в период роста цен на вывозимые страной сырьевые товары может быть обусловлен повышением реального курса национальной валюты из-за увеличивающегося потока иностранной валюты на внутреннем рынке страны. Это приводит:
к снижению экспорта несырьевых отраслей экономики;
к повышению ценовой конкурентоспособности иностранных товаров, увеличению импорта и вытеснению импортными товарами на внутреннем рынке товаров отечественных производителей.
В целом укрепление национальной валюты будет снижать конкурентоспособность национальных товаров, что приведет к росту безработицы, ухудшению социального благополучия некоторых слоев населения. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура цен для страны приведет к деиндустриализации производства, остановке модернизационных и инновационных процессов, будет происходить примитивитизация экономики страны.
В рамках фазы роста цен на сырьевые товары может происходить рост темпов инфляции в случае проведения со стороны центрального банка политики по сдерживанию национальной валюты от укрепления в целях обеспечения конкурентоспособности национальных товаров (для поддержания уровня производства и занятости). Однако данная политика центрального банка не достигнет своих целей. Это связано с тем, что политика по сдерживанию национальной валюты от укрепления будет требовать от центрального банка дополнительной эмиссии национальной валюты для обмена на иностранную валюту, что в среднесрочном периоде приведет к росту темпов инфляции. Одновременно, сохраняя номинальный обменный курс на прежнем уровне в условиях увеличивающихся темпов инфляции, будет происходить укрепление реального обменного курса национальной валюты. Таким образом, указанная политика центрального банка (не достигнув своей цели) приведет к росту темпов инфляции и к еще большей дестабилизации национальной экономики и финансовой системы страны.