Зарубежный опыт применения антициклической финансовой политики
Снижение цен на вывозимые страной сырьевые товары приводит к девальвации национальной валюты, что сопровождается процессом дестабилизации хозяйственных связей и ростом инфляции. Происходит снижение доходов государственного бюджета, что требует сокращения бюджетных расходов и может вызвать недовольство населения.
Таким образом, колебания экспортных цен на сырьевые товары будут сопровождаться колебаниями важнейших макроэкономических показателей. Такие колебания оказывают негативное воздействие на экономическое развитие страны и на благополучие населения.
В целях преодоления социально-экономических последствий колебания экспортных цен на вывозимые страной сырьевые товары рассматриваемые страны могут проводить особый тип антициклической финансовой политики. Он заключается в финансовом резервировании части доходов государственного бюджета, получаемых от высоких цен на вывозимые сырьевые товары.
При этом, как правило, создается следующий финансово-бюджетный механизм:
. Величина доходов государственного бюджета, подлежащая финансовому резервированию, "привязывается" к уровню цен на вывозимые страной сырьевые товары. Это предполагает установление автоматического механизма, в соответствии с которым по мере повышения цен величина налогов или неналоговых доходов от компаний, занимающихся добычей и экспортом сырьевых товаров, зачисляемых в государственный бюджет, должна увеличиваться, а при понижении цен - снижаться. Такие добавочные доходы государственного бюджета можно рассматривать как конъюнктурные доходы. Данные конъюнктурные доходы подлежат зачислению в специально создаваемый государством фонд.
. При понижении цен на вывозимые сырьевые товары и при недостатке доходов для финансирования бюджетных расходов государства используют средства суверенных фондов.
Прогнозировать движение цен на сырьевые товары очень трудно, однако, несмотря на это, осуществляемая странами антициклическая финансовая политика имеет свою результативность и способна снизить колебания макроэкономических показателей.
Государство (в лице центрального банка) получает возможность обеспечивать устойчивость национальной валюты. В этих целях (в период роста цен на сырьевые товары) создающиеся государственные финансовые резервы (средства суверенного фонда) направляются на приобретение иностранной валюты, которая зачисляется в состав международных резервных активов центрального банка. При снижении цен на сырьевые товары центральный банк будет иметь возможность поддерживать курс национальной валюты, используя для этого накопленные валютные резервы. При таком механизме обеспечения устойчивости курса национальной валюты не будет необходимости в дополнительном увеличении денежного предложения в целях приобретения на валютном рынке возросшего количества иностранной валюты.
Таким образом, антициклическая финансовая политика оказывает общий стабилизирующий эффект на реальный сектор экономики и национальную финансовую систему.
В указанном механизме антициклической финансовой политики стран, зависящих от экспорта, при изменении цен на сырьевые товары ключевая роль отводится государственным финансовым резервам, которые институционально представлены в резервных фондах. Впервые суверенный фонд был образован в Кувейте в 1960 г., в дальнейшем подобные фонды стали создаваться в других странах. В суверенных фондах в настоящее время сконцентрированы значительные финансовые ресурсы, исчисляемые триллионами долларов США. Здесь надо учитывать, что в ряде стран данные о величине фондов засекречены.
В качестве одного из ярких примеров использования антициклической финансовой политики является опыт Японии в период рецессии 1990-х гг. В 1990-х гг. японская экономика вступила в период длительного экономического кризиса, беспрецедентного за послевоенный период. Спад в японской экономике начался с падения фондового рынка. Это стало следствием снижения цен на недвижимость и землю. Одновременно крах фондового рынка Японии привел к возникновению недоверия банков друг к другу на межбанковском рынке, что обусловило кризис ликвидности.
В целях преодоления кризисных явлений японское правительство перешло к стимулирующей экономической политике, где центральное место уделялось инструментам налогово-бюджетной политики, а также стало проводить структурную политику в сфере пенсионного обеспечения, регулирования финансовых рынков и др. В рамках налогово-бюджетной политики произошло снижение налогов и увеличение бюджетных расходов.