Особенности проблемы и перспективы развития в России
Ими необходимо достичь следующих целей:
. Обеспечение удобства применения законодательных актов для участников франчайзинговой системы.
. Создание прозрачности франчайзинговой системы и ее элементов для контролирующих органов.
. Создание условий для реальной конкуренции франчайзинговых систем с традиционно сложившимися механизмами реализации товаров.
Для реализации поставленных целей необходимо создать систему законодательных актов, в которую должны входить:
· Налоговый кодекс РФ и связанные с ним законы и подзаконные акты.
· Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий основные положения, регулирующие использование франчайзинга в России.
· Законы, регулирующие права на интеллектуальную собственность и ответственность за ее нарушения.
· Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации".
В этой системе необходимо разработать и принять новый закон о франчайзинге, а в остальные нормативные акты внести изменения.
Гражданский кодекс РФ необходимо:
) ввести понятие и определение франчайзинга;
) сформировать основные понятия и их типологию, такие как товар, объект франчайзинга и субъекты франчайзинга (франчайзер и франчайзи);
) определить типологию видов франчайзинга и особенности их использования;
) ввести понятие франшизы (договор франчайзинга).
Все эти изменения должны приблизить как законодательство, так и терминологию франчайзинга к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала.
Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации" должен развить основные положения ГК РФ. В нормативных актах, регулирующих право интеллектуальной собственности и ответственность за ее нарушение, обязательно должны учитываться франчайзинговые схемы, что в настоящее время просто отсутствует.
Таким образом, для эффективного развития франчайзинга в России необходимо обеспечить нормативно-правовую базу в области применения франчайзинга (коммерческой концессии), что будет способствовать эффективному использованию преимущества франчайзинга, юридические закрепить собственные интересы участников, условий и механизмов координации совместной деятельности.
Неэффективность нормативно-правовой базы в области франчайзинга препятствует развитию франчайзинговых систем, способствующих развитию рыночной экономике:
· франчайзинг способствует развитию малого предпринимательства в стране, положительно влияя на уровень развития отдельных отраслей хозяйства как путем внедрения новых идей, методов и технологий в малом бизнесе, так и за счет усиления эффективности положительного государственного влияния;
· создает комплексную систему практического обучения для малого предпринимательства без создания каких-либо специальных учебных структур и программ, повышая тем самым общую культуру предпринимательских отношений;
· франчайзинг способствует решению проблемы занятости населения посредством создания новых рабочих мест;
· обеспечивает развитие внешней торговли и привлечению иностранных инвестиций за счет применения международного франчайзинга;
· франчайзинг способствует повышению активности в предпринимательской среде;
· франчайзинг обеспечивает правовую защищённость малого предпринимательства;