Особенности проблемы и перспективы развития в России
Франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.
Экономические проблемы. Франчайзинг - экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично. К данным проблемам можно отнести:
• нестабильность развития экономики России. Франчайзинговые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики;
• отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи - необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;
• сложность получения кредитов для создания стартового капитала.
Организационно-правовые проблемы. Франчайзинг - это экономический инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере экономики. Однако в России сдерживание развития франчайзинга происходит прежде всего в правовой сфере. Основные проблемы здесь, связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России.
Социально-психологические проблемы, среди которых выделяют:
• отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;
• отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;
• боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное «лицо» предпринимателя и менеджера.
Особое место среди проблем франчайзинга занимает образование как механизм разрешения социально-психологических проблем. Эта проблема вызвана слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга.
Несмотря на серьезность всей проблематики, на мой взгляд - одна из основных проблем российского франчайзинга концентрируются в области правового механизма. Это вызвано тем, что франчайзинг, как система отношений, основан на системе договорных отношений, и должен быть обеспечен эффективной нормативно-правовой базой.
В законодательствах многих развитых стран есть законы, которые защищают франшизу от незаконного использования и при этом не вводят для франчайзи сложную систему регистрации. Например, в США существует закон, не позволяющий компаниям и гражданам каким-либо образом наносить намеренный ущерб чужому бизнесу.
В России защитить можно лишь товарный знак. Но в этом случае при его передаче в пользование другому предпринимателю нужно регистрировать эту операцию в патентных органах. Согласно ГК РФ, при заключении договора о концессии необходима его двойная регистрация в регистрационных и патентных органах. Для сравнения, в Европе и США передача франшизы требует только регистрации самого договора о франчайзинге. Сложность бюрократических процедур лишает франчайзинг его потенциальной привлекательности.
Другая серьезная проблема - это субсидиарная ответственность, которую, согласно главе 54 ГК, несет российский франчайзер за деятельность франчайзи.
Во Франции, например, субсидиарная ответственность распространяется на франчайзеров только в том случае, если они поставляют продаваемый продукт. Если товар или услуга производится обладателем франшизы, то ответственность лежит на одном лишь франчайзи.
Помимо вышесказанного в нашем законодательстве есть масса других положений, мешающих развитию франчайзинга. Например, глава 54 ГК почему-то сориентирована исключительно на торговый бизнес и фактически исключает франчайзинг производителя. Из-за подобных препон предприниматель просто не видит для себя реальных преимуществ в покупке франшизы. Повышение эффективности и развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в законодательство.