Меры по улучшению финансового состояния предприятия
увеличением затрат на поддержание имеющегося уровня дебиторской задолженности как одного из видов активов, требующего соответствующего источника финансирования (плата за дополнительный заемный капитал).
В этой связи, вложение дополнительных финансовых ресурсов в дебиторскую задолженность следует рассматривать как своего рода инвестиции в дебиторскую задолженность, и соответственно, необходимо оценивать не только потенциальную выгоду от подобных вложений, но и дополнительные затраты и потери, а также упущенную выгоду в результате отказа от альтернативного использования средств.
Но вернемся к нашему предприятию.
В 2009 году рост дебиторской задолженности составил 79388 тыс. руб., следовательно, ОАО «Роспечать» дополнительно прокредитовало своих дебиторов на указанную сумму увеличив срок предоставляемой отсрочки платежа с 24 до 45 дней (на 18 дней). С ростом дебиторской задолженности у предприятия появились дополнительные потребности в финансовых ресурсах. Чтобы покрыть образовавшуюся потребность в деньгах, у предприятия было 2 выхода: либо обратиться в банк за получением кредита, либо изыскивать собственные ресурсы. Предприятие выбирает второй путь - оно продает свои краткосрочные финансовые вложения и пускает их в оборот. Частично, потребность в ресурсах была покрыта за счет прироста нераспределенной прибыли. Итак, дополнительные ресурсы изысканы и пущены в оборот. На них приобретаются запасы, которые тут же реализовываются на условиях отсрочки платежа. А поскольку продукция реализуется с отсрочкой, то оборотные активы задерживаются в составе дебиторской задолженности. Поэтому по балансу мы и наблюдаем исчезновение КФВ и рост дебиторской задолженности.
Итак, КФВ были проданы, а вырученные средства пущены в оборот. Что выиграло от этого предприятие? Судя по результатам анализа - ничего. Рост продаж очень маленький, а прибыль и рентабельность даже уменьшились, оборачиваемость оборотных активов снизилась. Получается, что ОАО «Роспечать» за свой счет профинансировало своих дебиторов, предоставив им дополнительную отсрочку платежа. В результате - замедление оборачиваемости активов, снижение их эффективности. Следует сказать, что увеличение срока предоставляемой отсрочки платежа имеет смысл лишь тогда, когда оно ведет к привлечению новых клиентов, к росту продаж, к росту прибыли. Но в данном случае эффект обратный - прибыль и рентабельность снижаются. Следует также сказать об упущенной выгоде в результате отказа от альтернативного использования вовлеченных в оборот активов. Если бы сумма нецелевого финансирования была вложена в государственные облигации с доходностью 6% годовых (а не в дебиторскую задолженность), то сумма дополнительного дохода могла составить 56942·6%= 3416 тыс. руб. Следовательно, выбранная кредитная политика предприятия в отношении дебиторов в корне не верна. Ее необходимо менять.
Рекомендации. Современное предприятие должно заранее решать вопросы о предоставлении или непредставлении клиентам отсрочки платежей и устанавливать приемлемый лимит дебиторской задолженности. Необходимо также заранее установить оптимальный срок оборачиваемости дебиторской задолженности. Для этого на первом этапе определяется фактический срок оборачиваемости дебиторской задолженности, далее рассчитывается период погашения дебиторской задолженности, и, наконец, определяется необходимый срок погашения дебиторской задолженности. Приступим к необходимым расчетам.