Меры по улучшению финансового состояния предприятия
Результаты анализа и постановка проблемы. Как показывают результаты анализа, финансовое состояние ОАО «Роспечать» оценивается как устойчивое. Из плюсов финансового состояния выделим высокий уровень финансовой независимости и текущей ликвидности, а также удовлетворительный уровень рентабельности. Из минусов - снижение коэффициента абсолютной ликвидности с 0,37 до 0,06 (ниже рационального значения), снижение оборачиваемости активов на 1 оборот и увеличение продолжительности операционного цикла на 29 дней. Разберемся в причинах этих негативных явлений.
В 2009 году ОАО «Роспечать» решило изменить приоритеты в своей кредитной политике - увеличить объем продаж на условиях отсрочки платежа. Следствием этих изменений стал рост дебиторской задолженности и снижение оборачиваемости оборотных активов.
Под кредитной политикой мы понимаем «свод правил и приоритетов предприятия в отношении предоставления (или не предоставления) отсрочки платежа свом клиентам по договорам поставки» [35, с.125]. Для чего предприятию предоставлять дополнительную отсрочку своим клиентам? А для того, чтобы привлечь новых клиентов, чтобы увеличить объем продаж и получить дополнительную прибыль.
Но здесь есть оборотная сторона - с ростом продаж на условиях отсрочки платежа, растет дебиторская задолженность, снижается оборачиваемость оборотных активов. В дебиторской задолженности «замораживаются» значительные финансовые ресурсы. В этом случае у предприятия появляется дополнительная потребность в оборотном капитале, и эту потребность порой приходится покрывать за счет дополнительных заемных средств. Ниже приведем мнения отечественных ученых на сей счет.
Пашкина И.Н., Соснаускене О.И., Фадеева О.В. пишут, что «действительно, рост дебиторской задолженности снижает объем оборотных средств компании, следствием чего является рост потребности в привлечении дополнительных ресурсов для погашения собственных обязательств. Однако резкое снижение дебиторской задолженности может быть связано со снижением объемов реализации и потерей части покупателей, которые приобретали ее в кредит. Оптимизация размера дебиторской задолженности - цель оптимизации бизнес-процессов по управлению ею» [23, с.98].
Батанова подчеркивает, что «любая дебиторская задолженность - это беспроцентное кредитование для ваших контрагентов и упущенная материальная выгода для вас» [16, с.12].
Пашкина И.Н., Соснаускене О.И. и Фадеева О.В. отмечают, что «… нужно помнить, что проблема кредитования покупателей является частью выбора стратегической позиции организации на рынке, т.е. определяет приоритет деятельности организации. Кредитная политика организации, характер ее работы с дебиторами, а также оценка вложений инвестиций в дебиторскую задолженность определяются стратегией предприятия»[23, с.98].
Процесс отвлечения собственных оборотных средств из хозяйственного оборота в дебиторскую задолженность сопровождается косвенными потерями доходов, которым необходимо дать оценку. Величина возникающих потерь определяется влиянием нескольких факторов [23, с.98]:
периодом инкассации дебиторской задолженности, увеличение которого снижает доход, генерируемый средствами, вложенными в дебиторов;
влиянием инфляции, в результате которой денежные средства, возвращаемые должником, обесцениваются;