Оценка эффективности деятельности предприятия (деловая активность и рентабельность)
Анализируя табл. 12, мы видим положительный финансовый результат, в виде полученной чистой прибыли обеспечивает предприятию на протяжении 2007-2009 гг. положительный уровень рентабельности.
На начало анализируемого периода ОАО «Роспечать» имело максимально высокую рентабельность по сравнению с последующими периодами. Так по состоянию на конец 2007 года рентабельность продаж составляла 7,95%, рентабельность активов 24% и рентабельность собственного капитала 35,4%. Это довольно высокие показатели рентабельности, что позволяет отнести ОАО «Роспечать» на начало периода к разряду высокорентабельных предприятий.
В динамике наметилась негативная тенденция снижения всех коэффициентов рентабельности. Причем наибольшее снижение рентабельности наблюдалось в 2009 году. Причиной этому послужило общее снижение объемов чистой прибыли по результатам 2009 года.
Общее снижение рентабельности продаж за 3 года составило 1,9%. Рентабельность активов снизилась на 10,7%, рентабельность собственного капитала снизилась на 21,1%, а рентабельность оборотных активов снизилась на 15,2%.
Рассмотрим интерпретацию полученных коэффициентов по состоянию на конец 2009 года:
Рентабельность продаж (ROS) отражает долю чистой прибыли в объеме продаж (выручки) предприятия. На конец 2009 года данный показатель составил 6,5%, следовательно, каждый рубль выручки несет в себе 6,5 копеек прибыли от продаж (или: в каждом рубле выручки находится 6,5% прибыли от продаж). Отмечается неблагоприятная динамика снижения рентабельности продаж.
По состоянию на конец 2009 года экономическая рентабельность активов (ROA) по прибыли до налогообложения составила 13,3%. Это средний уровень рентабельности. Она показывает, что каждый рубль капитала, вложенный в активы, принес 13,3 коп чистой прибыли. Отмечается динамика снижения рентабельности активов.
Рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность) (ROE) совпала по значению с рентабельностью инвестированного капитала (ROIC). Данный коэффициент составил 14,3%. Это значит что на каждый рубль собственника (=инвестора) приходится 14,3 коп чистой прибыли. Данный показатель представляет интерес для собственников и инвесторов предприятия. Динамика неблагоприятная - рентабельность собственного капитала (= инвестированного капитала) снижается.
Рентабельность оборотных активов (ROСA) составила 24%, что означает, что каждый рубль оборотных активов генерирует 24 коп прибыли от продаж (= операционной прибыли). Отмечается снижение рентабельности оборотных активов.
Рентабельность инвестированного капитала (ROIC) совпадает по значению с рентабельностью собственного капитала, поскольку доля долгосрочных инвестиций в пассивах не существенна (около 0,1%).
В целом по состоянию на конец 2009 года ОАО «Роспечать» следует признать средне рентабельным предприятием, при не благоприятной тенденции снижения всех показателей рентабельности. В целом снижение чистой прибыли и рентабельности указывает на снижение экономического потенциала предприятия и на снижение отдачи всех используемых ресурсов.
Проведем факторный анализ продаж. Возьмем для анализа исходные данные из «Отчета о прибылях и убытках» 2-ой формы бухгалтерской отчетности:
Выручка (В) (тыс. руб.):
год В0 =892044; 2009 год В1 =1150465
Полня себестоимость (С) (тыс. руб.):
год С0 =821115; 2009 год С1 = 1080845
Rпрод = Прибыль от продаж / Выручка =
= (Выручка - Себестоимость) / Выручка = (В-С)/В
) Начнем с изменения объема выручки (В) и оценим ее влияние на рентабельность продаж. Чтобы понять, как данный фактор влияет на интересующую нас переменную, нужно выделить этот фактор и рассмотреть его воздействие в динамике. В нашем случае, мы оставляем неизменными значения всех переменных в уравнении, кроме искомой Выручки и смотрим ее в динамике, то есть оцениваем через изменение от конечного значения к начальному:
DR выр = (В1 - С0)/ В1 - (В0- С0)/ В0 = (1150465-821115)/ 1150465 - (892044-821115)/8920544 = 0,286-0,079 = +0,207
2) Теперь рассмотрим второй фактор - себестоимость (С) и ее влияние на рентабельность продаж: