Управление кредиторской задолженностью
Принято считать, что предприятия, опирающиеся в своей хозяйственной деятельности только на собственный капитал, имеют большую финансовую устойчивость. Но это только поверхностное мнение, для ведения конкурентной борьбы не имеет значения, каким капиталом оперирует предприятие, собственным или заемным.
Единственная разница может состоять в вариациях стоимости этих двух категорий капитала. Кредиторы (неважно банки или поставщики товаров и услуг) предъявляют требования по кредиту бизнеса только в обмен на определенный (часто довольно высокий) доход При этом даже собственный капитал не будет являться "бесплатным", т.к вложения совершаются с планами получить прибыль, выше той, которую платят банки по депозитным счетам. С точки зрения стратегического развития компании исходной точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения).
Анализируя таблицу 7 «Динамика изменения долгосрочной кредиторской задолженности» можно хорошо увидеть увеличение долгосрочной кредиторской задолженности по займам и кредитам.
Данную кредиторскую задолженность можно оценивать как источник краткосрочного привлечения денежных средств.
Существует несколько вероятных возможностей привлечения заемных средств:
) привлечение средств инвесторов (расширение уставного фонда, совместное ведение бизнеса);
) банковский или финансовый кредит (в том числе выпуск облигаций);
) товарный кредит (отсрочка оплаты поставщикам);
) использование собственного "экономического превосходства"
Из всех вышеперечисленных возможностей притока заемных средств, хотелось бы выделить следующие:
· Товарный кредит.
Главной положительной отличительной чертой данного вида получения заемных средств является наиболее простой способ привлечения. Товарный кредит, обычно, не требует залога и не связан с большими расходами и длительностью оформления (как, например, инвестиции). В условиях нашей страны товарный кредит между юридическими лицами чаще всего представляет собой поставку товаров по договору купли-продажи с отсрочкой платежа. Изначально, может казаться, что данный "кредит" даётся бесплатно, т.к договор не требует начисления и уплаты процентного (или какого-либо иного) дохода в пользу поставщика. Но нужно заметить, что поставщики отлично сами понимают принципы изменения стоимости денег во времени, и также могут точно оценить размеры "упущенной выгоды" от затормаживания оборачиваемости активов, застывших в дебиторской задолженности предприятия. Поэтому компенсация этих потерь закладывается в цену товаров, которая может варьироваться исходя из сроков данной отсрочки.
Там, где контроль за недополученной прибылью достаточной слабый (госпредприятия, крупные акционерные и промышленные компании) потери, связанные с товарным кредитованием зачастую возмещаются за счет "неформальных" платежей руководству или служащим компании.
· Экономическое превосходство.
Суть использования достоинств, связанных с собственным экономическим превосходством, заключается в потенциале диктовать и навязывать поставщику (кредитору) свои "правила" игры на рынке и характер договорных отношений.
1 2