Анализ финансирования инновационных программ бизнеса
Лидерами по объему инвестиций в НИОКР в России выступают машиностроительные компании, но даже у них отношение затрат на НИОКР к выручке не превышает 2% (см. приложение 2). В менее технологичных секторах отставание еще больше.
Например, отношение расходов ОАО «Северсталь» на НИОКР к выручке компании в 2009 году составило 0,06%. В то же время аналогичный показатель металлургической корпорации Arcelor Mittal (Люксембург) составил 0,6%, то есть в 10 раз больше; Nippon Steel (Япония) - 1%; Sumitomo Metal Industries (Япония) - 1,2%; POSCO (Южная Корея) - 1,3%; Kobe Steel (Япония) - 1,4%; One Steel (Австралия) - 2,5%.
По оценкам, в 2010 году расходы корпораций на НИОКР стали быстро восстанавливаться, однако инновационная активность крупного бизнеса вернется на предкризисный уровень - это будет означать лишь консервацию разрыва с технологически продвинутыми компаниями мира.
В масштабах страны среднестатистический «интерес» бизнеса к софинансированию НИОКР пока не очень высок, подтверждением чего служит динамика внебюджетного финансирования НИОКР по проектам ФЦП. На 2011 г. был запланирован меньший, чем в 2009 и 2010 гг., объем внебюджетного финансирования мероприятий программ. Некоторое снижение абсолютных размеров внебюджетного финансирования по ФЦП отчасти можно отнести и на изменение состава работ по программам. В частности, возрос удельный вес компонента, называемого «генерация знаний», где не требуется привлекать внебюджетное финансирование. Не исключено, что зафиксированный опросами интерес компаний к остаткам сохранившейся отраслевой науки и к аутсорсингу НИОКР продиктован тем, что государство ввело ряд мер, направленных на развитие связей бизнеса и государственной науки (в первую очередь в вузах).
В России цель кооперации, согласно интерпретациям официальных представителей Министерства образования и науки и Министерства экономического развития, - это не только налаживание связей в научно-производственной сфере, но и восстановление, хотя бы в ряде направлений, утерянной за постсоветские годы отраслевой науки, в том числе за счет ее частичного «переноса» в вузы. Движение в этом направлении действительно происходит: 67% компаний с годовой выручкой более 1 млрд. руб. уже взаимодействуют с вузами и предприятиями, созданными при вузах; с отраслевыми и ведомственными НИИ сотрудничество чуть менее интенсивное - 56%.
Таблица 2.5
Программы инновационного развития компаний
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 | |
Объем финансирования НИОКР по программам инновационного развития компаний, млрд. руб. |
82,9 |
227,6 |
219,6 |
344,1 |
330,7 |
304,6 |
Объем финансирования, выделяемый вузам, млрд. руб. |
2,9 |
11,5 |
10,5 |
20,2 |
21,0 |
22,8 |
Доля финансирования НИОКР, выделяемая вузам, % |
3,5 |
5,0 |
5,7 |
5,9 |
6,3 |
7,5 |
Действительно, согласно данным о программах инновационного развития крупных компаний (табл. 2.5) объемы финансирования, которые компании должны выделять вузам, будут постоянно наращиваться.
Следует отметить, что программам инновационного развития госкомпаний придается большое значение. Согласно планам правительства РФ, они должны стать катализатором активности бизнес - сектора в науке и инновационной сфере. В связи с этим, по мнению премьер-министра страны В. Путина, необходимо «жестко привязать оплату труда руководителей компании и ведущих менеджеров к достижению ключевых показателей инновационного развития», а список предприятий с госучастием, которые обязаны разрабатывать программы инновационного развития, должен быть расширен [38].