Анализ финансирования инновационных программ бизнеса
Мировая практика показывает, что именно бизнес - структуры играют ключевую роль в разработке и внедрении инноваций. Доля затрат корпораций на исследования и разработки в общенациональных затратах на научные исследования и разработки превышает 65%, а в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приближается к 70%. Большинство крупных компаний проводят не только прикладные, но и фундаментальные исследования. Так, в США частные инвестиции составляют более 25% общего объема затрат на фундаментальные исследования. В Японии затраты корпоративного сектора достигают почти 38% совокупных расходов на фундаментальные исследования, а в Южной Корее - порядка 45%.
В России наблюдается обратная картина: финансирование исследований и разработок из корпоративного сектора составляет чуть более 20% общего объема капиталовложений в НИОКР (рис.2.5).
Рис. 2.5 Хроническое недофинансирование, затраты на НИОКР в России, % от ВВП
Крупный российский бизнес значительно уступает крупным зарубежным корпорациям, как по абсолютным, так и по относительным расходам на НИОКР. Так, Россия представлена всего тремя участниками в рейтинге 1 400 крупнейших по абсолютным затратам на НИОКР компаний мира, который ежегодно составляется Объединенным исследовательским центром ЕС. Ими являются ОАО «Газпром» (83-я позиция), АвтоВАЗ (620-я) и «ЛУКОЙЛ» (632-я позиция) [42].
В последние 6-7 лет инновационно - активными, являлись 9-11% промышленных предприятий, попадавших в выборку по исследованию состояния инновационной деятельности. В 2009 г., по данным Центра исследований и статистики науки, инновационно - активными было уже только 7,7% предприятий. При этом на фоне сокращения удельного веса таких предприятий несколько выросли их затраты на инновационную деятельность, в том числе доля расходов на НИОКР (таб. 2.5).
Таблица 2.5
Основные показатели инновационной деятельности организаций промышленности и сферы услуг
Год |
Число инновационно-активных организаций |
Затраты на технологические инновации, млн. руб. |
Из них, % к суммарному объему затрат: | |
на исследования и разработки |
на приобретение машин и оборудования | |||
2006 |
2830 |
211392,7 |
17,8 |
55,4 |
2007 |
2828 |
231057,7 |
16,5 |
58,4 |
2008 |
2908 |
3071860,9 |
14,1 |
59,0 |
2009 |
2895 |
399122,0 |
24,9 |
51,0 |
Вместе с тем различные опросы, касающиеся инновационной активности промышленности, дают намного более оптимистичные оценки, по сравнению с данными официальной статистики.
Опрос, проведенный в мае 2010 г. среди 100 крупных российских компаний, показал, что у половины из них расходы на НИОКР составляли от 3до 10% выручки, около 30% финансировали в НИОКР менее 3% выручки. При этом среди частных компаний было примерно в 4 раза больше инновационно - активных, чем среди госкомпаний. Для сравнения: согласно данным ОЭСР, расходы крупных компаний на исследования и разработки составляют в среднем 5% выручки. Однако около трети российских респондентов отметили, что их инновации были новыми только для их компаний.
Другой опрос, проведенный в 2010 г. медиахолдингом «Эксперт» среди 33 крупных компаний, дополнил картину и показал, что практически все инновационные проекты крупных компаний ориентированы на внутренний рынок. При этом для выполнения НИОКР многие продолжают использовать ресурсы бывших отраслевых НИИ и институтов РАН, а с малыми инновационными компаниями сотрудничество не развито [36,383].