Анализ финансирования государственных инновационных программ

Предстоящее четырехлетнее бюджетное финансирование технопарков не ограничится 6 млрд. руб. Минфин сократил изначальную сумму более чем в 2 раза - на программу запрашивалось 13,6 млрд. руб. Схожего объема финансирования все же рассчитывается достичь за счет сбора заявок от технопарков, которые считают себя недофинансированными [45].

Финансирование инновационных программ может осуществляться по разным каналам. Один из них - конкурсное финансирование исследователей и инновационных фирм через фонды.

В настоящее время серьезной тенденцией стало снижение роли конкурсного грантового финансирования через систему фондов. Несмотря на провозглашаемую во всех официальных документах высокую значимость Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), их фактическое положение остается сложным. Бюджеты фондов в 2011 г. были небольшими, особенно по контрасту с финансированием исследований и разработок по лотам министерств и ведомств в рамках федеральных целевых программ (ФЦП). Сокращение бюджетов фондов началось еще в 2010 г. (рис.2.2). Средние размеры грантов не росли и составляли 370 тыс. руб. на коллектив до 10 человек в РФФИ и 400 тыс. руб. в РГНФ [40]. Более того, фактические средства, направляемые на проведение исследований, составляют от 60 до 40% размера гранта, а остальные - это различного рода налоги, а также накладные расходы.

Рис. 2.2 Изменение бюджетов государственных фондов - РГНФ и РФФИ, 2006-2011 гг. (в млн. руб.)

Расходы на фундаментальные исследования возрастут - и это позитивное изменение. Однако РФФИ и РГНФ по-прежнему будут недофинансироваться вопреки установленным для них законодательным нормам. Ориентировочно научные фонды получат в 3 раза меньше тех средств, которые каждый из фондов должен был бы получать.

Созданный Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) в размере 60 млрд. руб. предназначается в первую очередь для поддержки высокотехнологичных производств, более активно пойдёт финансирование и через другие действующие институты развития и их региональные отделения.

Прикладные исследования правительство будет финансировать в несоизмеримо больших масштабах. Наибольший объем средств на гражданские исследования предусмотрен по статье «Национальная экономика» - в 2012-2013 гг. по данному направлению будет выделено больше, чем на оборонные исследования; к 2014 г. расходы на научные исследования по этим двум статьям («национальная экономика» и «национальная оборона») практически станут равными. Такие существенные расходы именно по статье «национальная экономика» связаны с тем, что здесь заложены средства на самые наукоемкие программы: Федеральную космическую программу России на 2006 -2015 гг. (финансирование исследований и разработок в 2012-2014 гг. - 66 млрд., 74,6 млрд. и 71,8 млрд. руб. соответственно) и ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» (34 млрд., 37,7 млрд. и 23,3 млрд. руб.).

Особую ставку в планах развития инновационной деятельности российское государство делает на крупные госкомпании. Во-первых, госкомпании продолжают занимать командные высоты в целом ряде базовых отраслей: судостроении, авиастроении, энергетике, нефте- и газодобыче и т. д. Запуск инновационных процессов в них даст импульс к цепной реакции инновационных преобразований в данных отраслях и экономике в целом. Тем не менее на сегодня лишь незначительная часть из них может быть, да и то с натяжкой, названа инновационно - активной (табл. 2.2. и 2.3).

Таблица 2.2

Расходы крупнейших российских компаний на НИОКР

Компания

Расходы на НИОКР, % к выручке

Расходы аналогичных зарубежных компаний

2009

2010

2011

2012*

2013*

Мин.

Среднее

ГК «Ростехнологии»

0,17

0,40

0,85

1,09

1,34

0,7

8,6

ОАО «Русгидро»

0,08

0,02

3,24

3,04

3,04

0,1

1,4

ОАО «ФСХ ЕЭС»

0,58

1,19

2,44

3,20

2,64

0,1

1,4

ОАО «РАО ЭС Востока»

0,01

0,05

2,20

2,60

3,00

0,1

1,4

ОАО «Холдинг МРСК»

0,00

0,01

0,30

н.д.

н.д.

0,1

1,4

ОАО НК «Роснефть»

0,17

0,21

0,38

0,38

0,39

0,1

0,3

ОАО «Газпром»

0,19

0,22

0,19

0,17

0,15

0,1

0,3

ОАО «Транснефть»

0,17

0,21

1,39

1,37

1,38

0,2

0,9

ОАО «Аэрофлот»

0,00

0,00

0,09

0,2

0,3

0,04

3

ОАО «ОАК»

14,01

9,08

11,44

8,15

7,12

0,7

8,6

ОАО «Совкомфлот»

0,19

0,22

0,22

0,23

0,20

0,6

2,5

ОАО «РЖД»

0,22

0,40

0,46

0,53

0,68

0,1

0,4

ОАО «Алмаз - Антей»

0,27

0,26

0,29

0,30

0,30

0,7

8,6

ОАО «ОСК»

0,10

0,09

0,32

0,39

0,51

0,6

2,5

ОАО «Тактическое ракетное вооружение»

1,18

1,85

1,80

2,29

2,87

0,7

8,6

ОАО «АвтоВАЗ»

1,27

1,02

0,91

2,10

2,30

0,8

3,9

«НПО машиностроения»

0,00

0,17

0,21

0,30

0,40

0,7

8,6

ОАО «РКК Энергия»

0,31

1,40

3,85

7,01

0,51

0,7

8,6

ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева»

3,93

5,79

6,13

5,06

4,94

0,7

8,6

ОАО «Связьинвест»

0,00

0,00

0,20

0,55

0,70

0,5

0,9

ЗАО «АЛРОСА»

0,18

0,14

0,20

0,32

0,40

0,2

2,2

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

joomla template