Анализ финансирования государственных инновационных программ
Предстоящее четырехлетнее бюджетное финансирование технопарков не ограничится 6 млрд. руб. Минфин сократил изначальную сумму более чем в 2 раза - на программу запрашивалось 13,6 млрд. руб. Схожего объема финансирования все же рассчитывается достичь за счет сбора заявок от технопарков, которые считают себя недофинансированными [45].
Финансирование инновационных программ может осуществляться по разным каналам. Один из них - конкурсное финансирование исследователей и инновационных фирм через фонды.
В настоящее время серьезной тенденцией стало снижение роли конкурсного грантового финансирования через систему фондов. Несмотря на провозглашаемую во всех официальных документах высокую значимость Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), их фактическое положение остается сложным. Бюджеты фондов в 2011 г. были небольшими, особенно по контрасту с финансированием исследований и разработок по лотам министерств и ведомств в рамках федеральных целевых программ (ФЦП). Сокращение бюджетов фондов началось еще в 2010 г. (рис.2.2). Средние размеры грантов не росли и составляли 370 тыс. руб. на коллектив до 10 человек в РФФИ и 400 тыс. руб. в РГНФ [40]. Более того, фактические средства, направляемые на проведение исследований, составляют от 60 до 40% размера гранта, а остальные - это различного рода налоги, а также накладные расходы.
Рис. 2.2 Изменение бюджетов государственных фондов - РГНФ и РФФИ, 2006-2011 гг. (в млн. руб.)
Расходы на фундаментальные исследования возрастут - и это позитивное изменение. Однако РФФИ и РГНФ по-прежнему будут недофинансироваться вопреки установленным для них законодательным нормам. Ориентировочно научные фонды получат в 3 раза меньше тех средств, которые каждый из фондов должен был бы получать.
Созданный Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) в размере 60 млрд. руб. предназначается в первую очередь для поддержки высокотехнологичных производств, более активно пойдёт финансирование и через другие действующие институты развития и их региональные отделения.
Прикладные исследования правительство будет финансировать в несоизмеримо больших масштабах. Наибольший объем средств на гражданские исследования предусмотрен по статье «Национальная экономика» - в 2012-2013 гг. по данному направлению будет выделено больше, чем на оборонные исследования; к 2014 г. расходы на научные исследования по этим двум статьям («национальная экономика» и «национальная оборона») практически станут равными. Такие существенные расходы именно по статье «национальная экономика» связаны с тем, что здесь заложены средства на самые наукоемкие программы: Федеральную космическую программу России на 2006 -2015 гг. (финансирование исследований и разработок в 2012-2014 гг. - 66 млрд., 74,6 млрд. и 71,8 млрд. руб. соответственно) и ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» (34 млрд., 37,7 млрд. и 23,3 млрд. руб.).
Особую ставку в планах развития инновационной деятельности российское государство делает на крупные госкомпании. Во-первых, госкомпании продолжают занимать командные высоты в целом ряде базовых отраслей: судостроении, авиастроении, энергетике, нефте- и газодобыче и т. д. Запуск инновационных процессов в них даст импульс к цепной реакции инновационных преобразований в данных отраслях и экономике в целом. Тем не менее на сегодня лишь незначительная часть из них может быть, да и то с натяжкой, названа инновационно - активной (табл. 2.2. и 2.3).
Таблица 2.2
Расходы крупнейших российских компаний на НИОКР
Компания |
Расходы на НИОКР, % к выручке |
Расходы аналогичных зарубежных компаний | |||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012* |
2013* |
Мин. |
Среднее | |
ГК «Ростехнологии» |
0,17 |
0,40 |
0,85 |
1,09 |
1,34 |
0,7 |
8,6 |
ОАО «Русгидро» |
0,08 |
0,02 |
3,24 |
3,04 |
3,04 |
0,1 |
1,4 |
ОАО «ФСХ ЕЭС» |
0,58 |
1,19 |
2,44 |
3,20 |
2,64 |
0,1 |
1,4 |
ОАО «РАО ЭС Востока» |
0,01 |
0,05 |
2,20 |
2,60 |
3,00 |
0,1 |
1,4 |
ОАО «Холдинг МРСК» |
0,00 |
0,01 |
0,30 |
н.д. |
н.д. |
0,1 |
1,4 |
ОАО НК «Роснефть» |
0,17 |
0,21 |
0,38 |
0,38 |
0,39 |
0,1 |
0,3 |
ОАО «Газпром» |
0,19 |
0,22 |
0,19 |
0,17 |
0,15 |
0,1 |
0,3 |
ОАО «Транснефть» |
0,17 |
0,21 |
1,39 |
1,37 |
1,38 |
0,2 |
0,9 |
ОАО «Аэрофлот» |
0,00 |
0,00 |
0,09 |
0,2 |
0,3 |
0,04 |
3 |
ОАО «ОАК» |
14,01 |
9,08 |
11,44 |
8,15 |
7,12 |
0,7 |
8,6 |
ОАО «Совкомфлот» |
0,19 |
0,22 |
0,22 |
0,23 |
0,20 |
0,6 |
2,5 |
ОАО «РЖД» |
0,22 |
0,40 |
0,46 |
0,53 |
0,68 |
0,1 |
0,4 |
ОАО «Алмаз - Антей» |
0,27 |
0,26 |
0,29 |
0,30 |
0,30 |
0,7 |
8,6 |
ОАО «ОСК» |
0,10 |
0,09 |
0,32 |
0,39 |
0,51 |
0,6 |
2,5 |
ОАО «Тактическое ракетное вооружение» |
1,18 |
1,85 |
1,80 |
2,29 |
2,87 |
0,7 |
8,6 |
ОАО «АвтоВАЗ» |
1,27 |
1,02 |
0,91 |
2,10 |
2,30 |
0,8 |
3,9 |
«НПО машиностроения» |
0,00 |
0,17 |
0,21 |
0,30 |
0,40 |
0,7 |
8,6 |
ОАО «РКК Энергия» |
0,31 |
1,40 |
3,85 |
7,01 |
0,51 |
0,7 |
8,6 |
ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» |
3,93 |
5,79 |
6,13 |
5,06 |
4,94 |
0,7 |
8,6 |
ОАО «Связьинвест» |
0,00 |
0,00 |
0,20 |
0,55 |
0,70 |
0,5 |
0,9 |
ЗАО «АЛРОСА» |
0,18 |
0,14 |
0,20 |
0,32 |
0,40 |
0,2 |
2,2 |