Анализ финансирования государственных инновационных программ
Государственная финансовая поддержка исследований и разработок во всех странах играет ключевую роль в обеспечении инновационного прогресса. Доля частного сектора в поддержке исследований и разработок низкая и ещё сокращается, поскольку бюджетное финансирование растет опережающими темпами.
Заметно увеличиваются затраты на поддержку проектов инновационной инфраструктуры, развития высокотехнологичных кластеров и внешнеэкономической деятельности в сфере инноваций, причем основные затраты на инновационную инфраструктуру приходится на период до 2013 г. (рис. 2.1).
Рис. 2.1 Затраты на инновационную инфраструктуру в 2010-2013 гг., млрд. руб.
Одновременно можно отметить и рост внебюджетного финансирования науки, однако соотношение между объемами финансирования НИОКР из бюджетных и внебюджетных средств осталось на уровне 2009 г. (65:35). Таким образом, бюджетные источники по-прежнему доминируют в структуре финансирования научных исследований и разработок [32,18].
Политика по распределению бюджетных средств менялась в направлении наращивания доли конкурсного финансирования по государственным контрактам, которое выросло на 37,3%, что можно оценить позитивно, поскольку конкурс предполагает отбор лучших проектов. В то же время базовое финансирование, согласно оценкам ректоров ведущих вузов и научных организаций, как и прежде, не покрывало затрат на содержание имущества и поддержание научного процесса организаций. Соответственно стохастичность в финансировании науки не снижалась, поскольку постоянное (не конкурсное) бюджетное финансирование было недостаточным для того, чтобы можно было вести долгосрочные научные проекты.
В последнее годы доля бюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки постоянно возрастает. В рамках Инновационной стратегии - 2020 намечено увеличение расходов для создания национальных исследовательских центров и роста финансирования научных фондов - с 7,0 млрд. руб. в 2011 г. до 31,3 млрд. руб. в 2020 г. Резко вырастет объем затрат на создание сверхкрупных научных установок - с 0,9 млрд. руб. в 2011 г. до 13,6 млрд. в 2012 г. и затем до 27,7 млрд. руб. в 2020 г.
На продленную до 2014 г. программу развития технопарков выделено 6,089 млрд. руб., ежегодно планируется тратить 1,5 млрд. руб. С начала программы, которая стартовала в 2007 г., на технопарки из федерального бюджета уже было выделено около 6 млрд. руб. (табл. 2.1).
инновационный система правовой финансирование
Таблица 2.1
Государственное финансирование технопарков - 2010 г.
Технопарк |
Финансирование на 2010 г. по проекту постановления 2009 г. (тыс. руб.) |
Республика Татарстан, технопарк в Казани |
454 623 |
Нижегородская область, технопарк в Анкудиновке |
199 673 |
Новосибирская область, технопарк в Новосибирске |
194 227 |
Кемеровская область, технопарк в Кемерово |
72 608 |
Республика Мордовия, технопарк в Саранске |
580 867 |
За прошедший период в рамках программы были построены пять технопарков (вместо планировавшихся 10): «Западно-Сибирский инновационный центр» в Тюменской области, «ИТ-парк» и первая очередь технополиса «Химград» в Казани, «Центр технологического обеспечения инновационных разработок» в Новосибирской области, а также запущенный в апреле 2011 г. бизнес-инкубатор «Кузбасского технопарка» в Кемерово. Согласно планам, новые финансируемые по программе технопарки должны появиться в Мордовии, Тольятти, Пензе и Набережных Челнах.