Зарубежный опыт проведения налоговых проверок и возможности его применения в России
Проведенный анализ и изученная теоретическая база вопроса позволила сделать следующий вывод по вопросу организации контрольной работы налоговых органов.
Существенные институциональные изменения, произошедшие в системе высших органов государственной власти Российской Федерации в последние годы, коснулись и налоговых органов. Новый виток развития породил объективную необходимость в модернизации существующей системы налоговых органов, а также существенного изменения системы организации налогового контроля.
Осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, является главной задачей налоговых органов Российской Федерации.
Налоговый контроль является необходимым условием функционирования современной налоговой системы. При его отсутствии или низкой результативности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы.
Но, к сожалению, процесс перехода к рынку породил целый комплекс новых для экономики России проблем, связанных с кардинальным изменением характера взаимоотношений между налогоплательщиками и государством, то есть c самого начала введения новой налоговой системы обозначилась проблема массового уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов. Это связано, прежде всего, с тем, что c резким ростом частного сектора в экономике возникло определенное противоречие между интересами государства и общества, с одной стороны, и новыми собственниками, с другой. Противоречие это отражалось на неуемном желании новых собственников всякими путями, в том числе и за счет уклонения от уплаты налогов, приумножать свои доходы.
И эти действия будут более активнее, чем выше уровень налоговой нагрузки на экономику страны. Поэтому налоговое законодательство многих стран, в том числе и России, предоставляет достаточно серьезные возможности для налогоплательщика минимизировать, или, говоря другими словами, оптимизировать причитающиеся уплате в бюджет суммы за счет использования предусмотренных в законе налоговых льгот и других преференций, применения различного рода вычетов, предоставления отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов и т.д.
В целом, как показывает практика, в системе организации контрольной работы налоговых органов еще есть существенные недостатки и они достаточно полно отражены в основной части работы. Однако хотелось бы отметить, что в целом такие проблемы не являются неразрешимыми и вполне под силу инспекторам территориальных налоговых органов, ведь в конечном итоге именно от грамотной организации работы, что называется «на местах» зависит нормальная работа всей налоговой системы Российской Федерации.