Зарубежный опыт проведения налоговых проверок и возможности его применения в России
Конституционный Суд РФ, с одной стороны, признал право налогоплательщика на оптимизацию налогов, с другой - указал на то, что существует незаконная оптимизация налогов. Незаконная оптимизация противоречит самой сути данного понятия. В то же время термин «уклонение от уплаты налогов» у нас иногда используется в тех случаях, когда налогоплательщик применяет налоговые льготы на абсолютно законных основаниях.
С другой стороны - происходит усиление борьбы государства с уклонением от уплаты налогов и обходом налогов, в особенности с передачей МВД функций ФСНП. Со стороны правоохранительных органов в настоящее время наблюдается тенденция считать любые формы оптимизации налога обманом, созданием внешней видимости с целью сокрытия реальной экономической ситуации, т.е. отождествлять ее с уклонением от уплаты налогов.
Отсюда, в свою очередь, возрастает необходимость разработки критериев разграничения «добросовестных» и «недобросовестных» налогоплательщиков. У нас эта проблема встает не впервые. В России на практике используется формальная интерпретация фактов хозяйственной деятельности для целей налогообложения, исходя из используемой налогоплательщиком гражданско-правовой формы, а не из экономической сущности хозяйственных операций. Поэтому у недобросовестных налогоплательщиков существуют огромные возможности злоупотребления своими правами для избежания уплаты налога. Возможно, что у нас будет введен действующий в ряде западных стран принцип запрета на «злоупотребление правом» (осуществление мер по минимизации налогов без учета экономической целесообразности хозяйственных операций), что приведет к существенному усложнению налоговой оптимизации.
Дело ЮКОСа: большинство применявшихся схем налоговой оптимизации были абсолютно легальными в рамках существовавшего правового поля. Многие обвинения в этом случае могут строиться только на предположении о том, что компания умышленно минимизировала налоговые платежи, пользуясь недостатками налогового законодательства. Создание офшорного холдинга обуславливалось необходимостью сформировать полностью легальную схему защиты своих активов. При этом все организационные схемы, за исключением нарушения антимонопольного законодательства и трансфертного ценообразования, формально не противоречили закону.
универсализация финансового контроля в целом.
Применительно к налоговому контролю это проявляется в наличии единых контрольных органов, выработке единых правил, использовании единых средств контроля. На очереди - разработка единых стандартов контрольной деятельности.
Заключение
В ходе написания курсовой работы были изучены общие вопросы государственного налогового контроля, принципы его осуществления, цели и задачи его проведения, место и роль налогового контроля в налоговом администрировании. Описана организация контрольной работы налоговых органов, изучена нормативно-правовая база вопроса, а также проведена подробная детализация контрольной работы территориальных налоговых органов на примере инспекции ФНС России №2 по г. Махачкала. Заострено внимание на опыт зарубежных стран в связи с тем, что некоторые аспекты системы организации налогового контроля в России заимствованы в развитых зарубежных странах. Рассмотрены проблемы и предложены методы совершенствования налогового контроля как составляющая налогового администрирования.