Нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности учреждений культуры
Платные формы культурной деятельности культурно - просветительных учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование.
В своей предпринимательской деятельности учреждения культуры приравнивается к организации (предприятию) и подпадает под действие законодательства РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности.
Учредитель или орган, зарегистрировавший учреждение культуры, вправе приостановить ее предпринимательскую деятельность, если она наносит ущерб уставной деятельности, до решения суда по этому вопросу.
Помимо кодифицированных актов издано значительное число иных федеральных законов, регулирующих деятельность, приносящую доход:
ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»(в ред. ФЗ от 28.07.2012 г.);
ФЗот 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
ФЗ от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;
ФЗ от 26.07.2006 г.№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
ФЗ от 08.02.1998 г.№ 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
ФЗ от 13.03.2006 г.№ 38-ФЗ «О рекламе» и т.д.
К числу федеральных подзаконных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в настоящее время, относятся также:
. Постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 года № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»), в рамках дипломного исследования необходимо упомянуть Федеральную целевую программу«Культура России (2006-2010 годы)».
. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, ФАС РФ и др.).
ФЗ РФ «Основы законодательства РФ о культуре» ввел норму, согласно которой «граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия по производству в области культурной деятельности». Закон обязывает также органы государственной власти и управления «содействовать созданию альтернативных организаций культуры, предприятий, ассоциаций, иных культурных объединений», учредителями которых могут быть юридические, а также физические лица. Таким образом, российское законодательство предоставляет возможность развития предпринимательства в сфере культуры и искусства.
Однако существование особых условий производства и потребления результатов деятельности организаций и учреждений культуры приводит к ограничению, модификации и специфике развития предпринимательства в этом секторе экономики. К ним относятся: ограничения рыночного характера, которые обусловлены высокой социальной значимостью ряда культурных благ и услуг и необходимостью государства обеспечить стандарты культурного обслуживания населения; недостаточно устойчивый, неравномерный, а порой низкий потребительский спрос населения на культурные блага и услуги.
Наиболее привлекательными являются аудиовизуальная сфера культуры (телевидение, видео, Интернет, кинопроизводство и кинопрокат), производство материально-технических средств для нее, производство работ и оказание услуг (маркетинговых, продюсерских, консалтинговых и т.п.). Привлекательными также могут оказаться дизайнерская, издательская деятельность, печатные средства массовой информации, народные промыслы, реклама, цирки, театры, эстрадная деятельность, печатные средства массовой информации, народные промыслы, реклама, цирки, театры, эстрадная деятельность (в особенности шоу-бизнес), а также музеи, выставочные залы, галереи и т.д.