Нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности учреждений культуры
В современных условиях от государственного регулирования в значительной мере зависитэффективность деятельности коммерческих организаций. Государство оказывает влияниена все сферы экономической деятельности общества путем выполненияправовой, экономической, социальной, оборонной, управленческой и др.функций, т.к. рынок не может регулировать экономические и социальныепроцессы в интересах всего общества. Задачей государства являетсяобеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальнаябезопасность, что является основой для развития предпринимательства иэкономики.
Государственное регулирование представляет собой законодательнооформленную систему внешнего воздействия на финансы организаций. Вданном аспекте система внешнего воздействия на финансы организацийозначает основные направления государственного регулирования исоответствующий инструментарий их реализации. Государство формируетфинансовую политику на макроуровне и осуществляет законодательноерегулирование финансов микроуровня. Оно определяет порядок образования,распределения и использования централизованных фондов финансовыхресурсов, которые служат одним из источников финансированияорганизаций.
Основными направлениями государственного регулированияфинансово-хозяйственной деятельности организаций являются:
) установление основ функционирования налоговой системы;
) регулирование ценообразования;
) воздействие на внешнеэкономическую деятельность организаций;
) организация денежного обращения и форм расчетов;
) организация обращения ценных бумаг;
) бюджетное финансирование, предоставление государственныхгарантий;
) состав и компетенция органов государственного управления врешении финансовых вопросов и т.д.
К числу нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы развития любого предпринимательства, прежде всего, относится Конституция РФ, которая закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности, устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен, закрепляет предметы ведения РФ и субъектов РФ.
Предпринимательская деятельность в сфере культуры оговорена в статье 47 ФЗ «Основы законодательства РФ о культуре» (с изменениями на 23 июля 2008 года) - государственные и муниципальные учреждения культуры вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную законодательством РФ.
К деятельности государственного или муниципального учреждения культуры, приносящей доход, относится:
по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества учреждений культуры для целей, не связанных с культурной деятельностью;
по торговле покупными товарами, оборудованием;
по оказанию посреднических услуг;
по долевому участию в деятельности коммерческих организаций, учреждений и организаций (в том числе культуры);
по приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов) по ним;
по осуществлению приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг.
Деятельность некоммерческих учреждений культуры по реализации, предусмотренной уставом производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данном учреждении на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности.