Общие проблемы совершенствования налогового контроля
По нашему мнению, в качестве критерия эффективности можно использовать показатель налогово-бюджетного потенциала (НБП). Чем ближе сумма поступлений в бюджет к налогово-бюджетному потенциалу, тем успешнее работа налоговых органов. Показатель эффективности (Э) при этом подходе рассчитывается как отношение суммы доначисленных в ходе контрольной работы налогов (Ндб) к резерву налоговых платежей (Рнп) по формуле:
Э=УНдб/Рнп, (3.1)
где Э - показатель эффективности деятельности налоговых органов;
Рнп - резерв налоговых платежей.
Резерв налоговых платежей (Рнп) рассчитывается по формуле:
Рнп = НБП - УНфб, (3.2)
где НБП - налогово-бюджетный потенциал, как прогнозируемый объем поступлений в бюджет от налоговых источников в условиях действующего законодательства;
Нфб - сумма налогов и сборов фактически перечисленная в бюджет.
Данная методика позволяет оценить раскрываемость налоговых правонарушений и показывает способность налоговых органов осуществить полный контроль за деятельностью налогоплательщиков.
Чтобы проверки по региональным и местным налогам были не менее результативными, чем по федеральным налогам необходима заинтересованность работников налоговых органов. Для этого может быть разработана система заключения договоров по стимулированию контрольной работы налоговых органов из местных бюджетов. Данная система предусматривает дополнительное финансирование налоговых органов из местных бюджетов за счет части средств поступивших по результатам проверок региональных и местных налогов. Такая система достаточно успешно функционирует в г. Москве, но до сих пор не получила широкого распространения в других субъектах Российской Федерации.
Несмотря на некоторые недостатки, эта система может быть эффективной, если дополнительные средства от контрольной работы будут идти не только на совершенствование материально-технической базы налоговых органов, а на стимулирование работников инспекций на местах (в настоящее время доля дополнительных средств, которые могут идти на материальное стимулирование работников налоговых органов не может превышать 25% от сумм, перечисляемых органами местного самоуправления).
1 2