Общие проблемы совершенствования налогового контроля
Как было показано в предыдущих главах дипломной работы, налоговый контроль в рыночных условиях хозяйствования существенно видоизменился, равно как и вся налоговая система, которая должна быть адекватна современному состоянию экономики и социальной сферы России.
Основными направлениями совершенствования сложившейся к настоящему времени системы налогового контроля, по нашему мнению, являются:
стандартизация процедур налогового контроля, аналогично тому, как это принято в аудиторской деятельности,
совершенствование методологии оценки эффективности контрольной работы.
Понятие экономической эффективности в общих чертах сводится к соотношению полезного результата (эффекта) к затратам на его получение.
Применительно к деятельности налоговых органов, можно выделить два уровня показателей эффективности:
частные показатели эффективности;
общие показатели эффективности.
Частные показатели будут отражать соотношение отдельных результатов работы налоговых органов с затратами на их получение. При расчете данной группы показателей ФНС РФ используется единый подход, а именно - соотнесение результатов контрольной работы с численностью работников налоговых органов, например:
количество результативных и безрезультатных проверок в расчете на одного налогового инспектора, осуществляющего выездные налоговые проверки;
суммы доначисленных и взысканных платежей в расчете на одну проверку или одного проверяющего или одного сотрудника налогового органа (управление, инспекция).
Данная система оценки основана на оценке результативности труда работников налоговых органов, так как в качестве показателя затрат используется численность. При данном подходе игнорируется материальная составляющая расходов на налоговое администрирование, в том числе расходы на осуществление налогового контроля.
Указанные частные показатели эффективности, используются в методике, разработанной ФНС России для оценки эффективности контрольной работы управлений по субъектам РФ. В методике в качестве критерия оценки используется сумма баллов по ряду показателей. Данная сводная оценка включает в себя:
общую оценку эффективности контрольной работы;
оценку показателей организации и проведения камеральных налоговых проверок;
оценку показателей организации и проведения выездных налоговых проверок;
оценку работы с организациями и индивидуальными предпринимателями, не представляющими в налоговые органы налоговую отчетность или представляющими «нулевую» отчетность.
Оценка производится ежеквартально по показателям форм статистической налоговой отчетности №1-НБ; № 1-НМ: № 2-НМ; № 2-НК. В качестве основного критерия оценки состояния контрольной работы используется такой показатель, как доля доначисленных платежей по результатам контрольной работы в обшей сумме поступлений налогов и сборов.
Данная методика рассчитана на проведение сравнительного анализа деятельности управлений ФНС России по субъектам РФ и дает представление о сравнительной эффективности одних управлений или инспекций перед другими, но не позволяет оценить экономическую эффективность работы налоговых органов, так как не учитывает затраты на финансирование налоговых органов и изменение этих затрат. Кроме того, использование в качестве базового показателя суммы налоговых поступлений, является не информативным, по следующим причинам:
на объем фактических поступлений влияет ряд объективных факторов, которые не зависят от действий налоговых органов, например: динамика инфляции, дебиторская задолженность, структура денежной массы, реальный курс доллара и некоторые другие;
базой для дополнительного начисления платежей в бюджет являются не фактически перечисленные суммы по всем налогоплательщикам (как проверенным, так и непроверенным), а самостоятельно начисленные налоги по тем налогоплательщикам, которые были проверены;
как доначисления, так и поступления в бюджет зависят не только от усилий налоговых органов, но и от контингента налогоплательщиков и их способности уплачивать налоги.
Многие авторы, критикуя официальную систему показателей, указывают на ее неспособность выявлять причинно-следственные связи в сфере налогообложения, а также на несоответствие установленных критериев эффективности целям налоговой системы и предлагают другие системы показателей исходя из собственного понимания целей и задач налоговой системы [34].
Анализируя существующие подходы к оценке эффективности деятельности налоговых органов, можно отметить, что до сих пор нет единства как в определении критериев эффективности (т.е. в определении результата деятельности налоговых органов), так и в определении того, что считать затратами на получение результата, но основным вопросом является выбор критерия эффективности.
1 2