Применение системы скидок
Принципы применения скидок, выполнение которых должно обеспечивать эффективность всей системы скидок.
Во-первых, применение системы скидок должно привести к положительному экономическому эффекту. То есть скидки не должны восприниматься как убыток, с которым приходится мириться компании. Напротив, они должны служить, по крайней мере, сохранению уровня прибыльности, а лучше - его повышению.
Во-вторых, предоставляемая скидка должна вызывать у покупателя реальный интерес и стремление к выполнению оговоренных условий.
В-третьих, система скидок должна быть проста и понятна клиентам и сотрудникам компании. Наличие в одной системе одновременно большого количества разных видов скидок может создать путаницу и непонимание у покупателя и значительно затруднить работу отдела продаж.
Прогрессивные скидки при больших объемах закупки
Это наиболее распространенный вид скидок. Компания устанавливает их прогрессивную шкалу в зависимости от объема партии товара или объема закупок за определенный период. Однако в большинстве случаев такие системы составляются интуитивно и очень часто являются недостаточно эффективными.
Для расчета шкалы скидок может служить принцип не уменьшения уровня прибыли - прибыль при цене со скидкой и новым объемом продаж должна быть не меньше, чем при начальных значениях цены и уровня продаж.
Учитывая этот принцип, можно вывести формулу для расчета скидок.
где текущая маржа - это выручка за вычетом переменных затрат для производственного предприятия или стоимость закупки для торговых компаний. Если у торговой компании большая величина собственных переменных затрат, то их так же следует добавлять к стоимости закупки;
желаемый прирост маржи - это показатель желаемого прироста маржи по отношению к текущему уровню.
Как видно из формулы, для расчета шкалы скидок используются укрупненные данные (маржа и процент наценки) по товарной категории. При этом в самой товарной категории может содержаться большое количество товарных позиций с разными ценами, единицами измерения и объемами продаж.
Использование исходных данных по категории продуктов делает формулу легко применимой на практике, так как шкалу скидок приходится разрабатывать целиком для категорий товаров, а не для отдельных позиций.
Возможны два варианта применения формулы:
) если клиент просит дополнительную скидку, то компания должна решить, какие встречные условия предложить, для того чтобы как минимум сохранить уровень прибыли;
) разработка общей шкалы скидок для всех клиентов по определенной товарной категории.
Разработка общей шкалы скидок
Для этого необходимо проделать следующие расчеты:
) определить начальный объем продаж, с которого начинаются скидки (допустим, 7 500 000 рублей);
) установить приемлемую сумму маржи для каждого уровня скидки, которую компания хотела бы получить;
) полученные объемы продаж для каждого уровня скидки можно округлить в большую сторону до ближайшего круглого числа;
) обязательно проверить, насколько привлекательна для клиентов такая шкала скидок.
Для варианта, когда торговая наценка равна 20%, получим следующую таблицу 3.4.
Таблица 3.4 - Расчет шкалы скидок, руб.
Показатель |
Величина скидки | ||||
0% |
2% |
4% |
7% |
10% | |
Желаемый прирост маржи |
0 |
100000 |
200000 |
400000 |
600000 |
Требуемый объем продаж со скидкой |
6000000 |
7350000 |
9094700 |
13469000 |
21600000 |
Округленный объем продаж со скидкой |
- |
7500000 |
9500000 |
13500000 |
22000000 |
Стоимость по прайс-листу |
6000000 |
7500000 |
9473700 |
14482800 |
24000000 |
Стоимость закупки |
5000000 |
6250000 |
7894700 |
12069000 |
20000000 |
Маржа |
1000000 |
1100000 |
1200000 |
1400000 |
1600000 |
1 2