Оценка состояния финансирования инновационной деятельности в малом бизнесе в Российской Федерации
Известно, что Россия располагает мощным интеллектуальным потенциалом, поэтому развитие малых предприятий в сфере исследований и разработок открывает широчайшие возможности для ученых и инженеров многочисленных НИИ.
Правительством Российской Федерации на период до 2015 года разработаны стратегические планы по введению инноваций в различные сегменты экономики. Необходимо не просто вводить уже имеющиеся инновации, но и стимулировать активную разработку новых решений. Исследования, проведенные Общероссийской общественной организацией поддержки малого и среднего бизнеса « Опора России» совместно с Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства в регионах России, показывают, что региональные власти не уделяют должного внимания развитию малого бизнеса, что является одной из основных причин его отставания в России по сравнению с развитыми странами.
В настоящее время в РФ насчитывается 335 моногородов. Правительство РФ обязало моногорода создавать для их развития комплексные инвестиционные планы, на основе которых государство будет формировать инвестиционную поддержку предприятий. Однако на начало 2011 г. указанные планы смогли составить только 200 городов, при этом только в 37 из них в настоящее время идет их реализация. Это означает, что регионы и муниципалитеты не в полной мере используют предоставленные законодательством право по привлечению инвестиций, направляемых на поддержку инновационной деятельности малого бизнеса.
Поддержка малого предпринимательства в инновационной сфере на федеральном уровне предполагает определение государственных приоритетов его развития и формирование необходимого для инвестирования фонда финансовых ресурсов за счет средств федерального бюджета. Учет реальных потребностей регионов требует, чтобы федеральная политика основывалась не на территориальной принадлежности малого предпринимательства, а на целевом подходе. Средства инвестирования на поддержку развития малого предпринимательства необходимо выделять на федеральном уровне по целевому принципу, исходя из того, насколько конкретная региональная программа или региональный проект поддержки малого бизнеса отвечают общегосударственным задачам (в частности, задачам формирования конкурентной среды, создания дополнительных рабочих мест, конверсии, повышения научно- технического уровня и модернизации производства, поддержки определенных категорий населения и улучшения экологической обстановки).
Региональная политика поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере должна включать два блока:
программы и мероприятия, имеющие значение для развития данного конкретного региона, реализуемые непосредственно на региональном уровне за счет местных ресурсов;
программы и мероприятия, имеющие межрегиональное значение и отвечающие задачам общегосударственной программы формирования системы поддержки малого предпринимательства;
Взаимосвязь федеральных и региональных органов поддержки малого предпринимательства, выработка ими единой политики должны находить конкретное выражение в сбалансированности различных источников финансирования программ развития малого предпринимательства.