Изучение взаимоотношений организации с другими организациями и предприятиями, бюджетными и внебюджетными фондами, банками, фондовым рынком, страховыми организациями и методов управления ими
Из денежной выручки возмещают материальные затраты на производство продукции, оплату труда, налоговые платежи, погашают ссуды и проценты по ним, расходуют средства на содержание непроизводственной сферы, обеспечивают финансирование капитальных вложений и т.п. Выручка от обычных видов деятельности, получаемая в денежной форме, структурно состоит из следующих четырех компонентов:
средств, представленных косвенными налогами, взимаемыми с потребителей продукции - налогом на добавленную стоимость, акцизами, налогом с продаж и т.п.;
средств, возмещающих стоимость оборотного капитала, авансированного в процесс производства, сбыта и управления предприятием. Данная стоимость включает такие затраты, как заработная плата, налоговые платежи, входящие в издержки производства и обращения, стоимость сырья, материалов и т.п.;
средств, отражающих перенесенную стоимость основного капитала (амортизация основных производственных активов);
средств, характеризующих извлеченную выгоду от производства и продажи продукции, - прибыль от обычных видов деятельности, предназначенную для уплаты налогов, развития предприятия и т.п.
Таким образом, выручка от реализации продукции (работ, услуг) формируется в процессе производства, но свою специфическую форму она приобретает в процессе реализации.
Цена на продукцию, работы и услуги предприятия, как правило, свободно устанавливается на рынке под воздействием спроса и предложения. При этом минимальная цена определяется валовыми издержками на ее производство и реализацию, а иногда и спросом на продукцию (при насыщенности рынка этим товаром). Максимальный уровень цены зависит от фактического спроса на товар и сложившихся цен конкурентов.
В цену реализации включается налог с продаж и акцизы на отдельные виды товаров. Не включаются в цену товаров налог на добавленную стоимость (НДС), налог на реализацию топливно-смазочных материалов, таможенные пошлины.
Характер цен на продукцию и методика их расчета во многом зависят от каналов реализации.